Шестнадцать лет живёт в селе Петерфельд Северо-Казахстанской области труженица тыла, вдова участника Великой Отечественной войны, художница Мария Герасимова. В этом году Марии Петровне исполнится 91 год, а она до сих пор уделяет время творчеству. Для неё не существует деления людей по времени, нациям и предрассудкам, потому что нет их и для великой силы искусства.
Профессионально пишет картины североказахстанка с 1949 года, а рисовать начала ещё в школе. «Но были в работе и перерывы», - признаётся она. А история зарождения, развития и становления таланта такова.
Вместе с семьёй будущая художница жила в городе Миасс Челябинской области, а корни свои вела из Татарстана – из-под самой Казани. На Урале прожила она всю войну. «Выросла я из нищеты, - вспоминает она. - Отец у нас ушёл в армию в начале войны, а через уже через год семья получила «похоронку». У матери на руках осталось четверо детей. В школе мы работали – обрабатывали 50 соток картошки. В частности, это и сыграло роль в присвоении мне статуса ребёнка войны. Получила образование в 6 классов». Сложись судьба по-иному, и окончи наша героиня ещё один класс – возможно, стала бы врачом, но история не терпит сослагательного наклонения, и с 15 лет Мария Петровна работала на автомобильном заводе, выполняя самую вредную работу. Это было в 1946 году. Тогда ей дали возможность работать цианировщицей – юная жительница Урала закаливала цианом детали, в том числе и части поршневого механизма. За 6-часовую смену девушка могла израсходовать до 8 кг яда. Рабочее время исчислялось трудоднями, оплата производилась по карточкам. Плата за смену составляла булку хлеба. Отменили карточную систему лишь в 1948 году. Остались в памяти и отравление ядохимикатом, и ожог величиной в полтела… После этого девушке дали инвалидность. Однако нет худа без добра – благодаря несчастью в жизни Марии Петровны нашлось место для творчества. До этого она активно занималась художественной гимнастикой. Однако после ожога пришлось поставить крест на спортивной карьере. В жизни осталась лишь любовь к природе да стремление запечатлевать эту красоту в тот или иной период жизни.
Казалось, мир рухнул, недуг на несколько месяцев приковал Марию к кровати. Однако учитель по изобразительному искусству – бывший кавалерист – услышал, что спорт закрыл двери для тщедушной девчушки, и пригласил её в свою студию, а в 1950 году уже буквально гнал из студии, чтобы талантливая ученица поступила в училище. «После войны, - вспоминает она, - молодёжь стремилась к жизни в мире, проводилось огромное количество конкурсов, где каждый мог раскрыть свои таланты». Именно тогда Мария Петровна прошла по конкурсу на поступление в художественное училище в том же городе. На дворе стоял 1951 год. К тому времени за её плечами уже была выставка акварельных работ, представленных в числе картин других художников на местном вернисаже. Юной художнице было тогда 19 лет. Получив профессию учителя черчения и рисования, она открыла большую студию для детей в местном клубе. Затем пошла в институт, ведь зарплата учителя в то время была буквально мизерной. Поправив материальное положение, девушка вновь вернулась «в люди». «Мне всегда везло с преподавателями, где бы я ни проходила обучение», - вспоминает она.
Попала в Казахстан художница случайно в 1969 году и живёт здесь уже 50 лет. «Поскольку жизнь на Урале стала голодной, - рассказывает Мария Герасимова, - мы переехали в союзную республику, а именно в Шымкент. Там жили родственники. Через десять лет местом жительства стала Алма-Ата». К тому времени имя художницы было уже достаточно известно, в том числе и в Министерстве просвещения страны Советов, и её работы «гремели» на самых разных выставках. Ей предлагали вступить в ряды Союза художников СССР, но Мария Петровна отказалась и продолжила педагогическую деятельность. А с распадом страны Советов Союза художников тоже не стало. В новый, казахстанский, она по прошествии лет вступать не стала. Школьный кабинет Марии Петровны был оснащён всем необходимым, чтобы дети могли качественно осваивать основы изобразительного мастерства. Школьники, затаив дыхание, с упоением следили за тем, как увлечённый педагог вкладывала всю себя в живопись. Она покоряла не внешностью, а красотой души – «руками и головой», как она сама говорит. И так вплоть до выхода на заслуженный отдых. «Меня провожали на пенсию, словно заслуженного артиста - бурными аплодисментами и песнопениями родителей и учителей алматинской средней школы № 30», - вспоминает художница.
Со временем мастерица кисти устала от большого города и решила сменить суету мегаполиса на затишье периферии – захотелось пожить в одиночестве в большом доме, чтобы никто не мешал. «Я выполнила долг матери, долг бабушки, и решила пожить для себя. Овдовела я рано – в 1961 году. Сейчас вся моя семья – это я да сын, внучка живёт в Алматы. Сын, Вячеслав Викторович, имеет два диплома по искусству – он интерьерщик кафе, ресторанов, магазинов, раньше и сам писал картины, в своё время ездил по всему Казахстану, воплощая творческие замыслы. Внучка – тоже дизайнер интерьеров, которые разрабатывает с помощью компьютерных программ. А я сейчас просто отдыхаю. Конечно же, я ещё варю, стряпаю, выполняю прочие работы по дому, до недавнего времени занималась огородом. Но теперь я полностью посвятила себя любимому делу».
В отношении семьи североказахстанской художницы можно говорить о сложившейся династии. Но свою летопись она ведёт уже много десятилетий подряд. Сын поясняет: «В своё время дядя матери был архитектором, а когда-то в роду у Марии Петровны был мастер, расписывавший церковь. Вот так ярко талант и раскрылся через поколения».
Основное направление художественной деятельности Марии Герасимовой - изображение природы. «Как правило, - рассказывает художница, - после каждой выставки у меня забирали по 10-12 работ для украшения интерьера. Таким образом моя коллекция постоянно пополнялась, но и постепенно рассеивалась, а иначе работ было бы огромное количество». Сейчас Мария Петровна творит по старым этюдам, написанным маслом во время перестроечной нищеты, – иной раз на одной картонке получалось два этюда – по одной на каждой стороне. А сейчас прошлые маленькие этюды раскрываются ею в больших акварелях. «Писать маслом мне тяжело, - признаётся художница, - нужны подрамники и прочие атрибуты. А поскольку я владею акварельной техникой – стала развиваться в этом направлении. Сейчас у меня план – дойти до классического, «брюлловского» приёма изображения картин». Несмотря на то, что акварельные краски разводятся водой, на картинах они сохраняют яркость и насыщенность. «Такая особенность дана не каждому и восхищает многих именитых мастеров, - с достоинством говорит художница. – Берите тон! Природа требует яркой тональности. Цвет и тон дают насыщенность красок, поэтому мои картины такие выразительные. Чувства легко выразить с помощью красок, я пишу в тональности, но это приходит со временем».
Что касается длительности написания работ, то на натюрморт у неё уходит 2-3 дня. На скорость написания влияет и «длительность жизни» объекта. Например, работу с подсолнухами художница написала «на одном дыхании». С пейзажами – немножко труднее, иногда по продолжительности доходит до недели. «У меня ещё есть энергия, и я получаю удовольствие от того, что делаю. Во мне ещё жива эта творческая жилка, несмотря на то, что мне скоро 91год», - говорит Мария Петровна. Да и не только творческая. Ещё в 55 лет художница отправлялась в горы – на самую вершину – чтобы впитать красоту ландшафта и зарядиться духом свободы.
Работы петерфельдской художницы довольно объёмны, но для неё это не предел. «Могу и больше. В своё время я расписывала целые стены, - признаётся она. – Я сразу мысленно компоную имеющийся материал и вижу, как он будет представлен в итоговом варианте».
До сих пор для художницы девизом остаётся мысль: «Свет и тень всегда ходят рядом». Кроме того, Мария Герасимова – хороший психолог, когда начался развал, она окончила курсы в Алма-Ате. Главной её целью было не столько выживание во время длительной чёрной полосы в жизни, сколько постижение, почему так устроена психология человечества что когда всё хорошо – нужно обязательно всё разрушить? Этой наукой она занимается практически всю жизнь. Она и привела её к тому, чтобы полностью посвятить жизнь искусству. «Мать давно хотела красоты», - комментирует Вячеслав Викторович. «Когда я воспитала внучку, отправила на учёбу и освободилась от многих обязанностей, тогда полностью посвятила жизнь постижению красоты: вырвалась из подвала – на свет». Несмотря на то, что человеку в течение жизни приходится получать «и черноту, и доброту», Мария Петровна взращивала в себе лишь светлые начала. Есть в жизни нашей героини и ещё одно увлечение - это медицина. Так же, как и увлечение психологией, оно сопровождает Марию Петровну долгие годы. У неё даже собрана огромная библиотека, помогающая глубже понять все нити, связующие человеческое естество.
За долгую творческую жизнь Мария Петровна воспитала множество учеников. «В области искусства я выучила и будущих профессоров, и академиков, и доцентов, и директоров. Если говорить положа руку на сердце, художников во все времена было не много. Это редкость». И пока ещё есть порох в пороховницах – петерфельдская художница намерена оставить благодарным потомкам яркое восприятие дивных красот окружающих мест. В ближайшее время своего воплощения ждут ещё 15 её работ.