50 лет назад вышел дебютный альбом прославленной американской группы. В честь этого новая, более краткая дискография на моём канале. Усаживайтесь поудобнее, будем джемовать вместе.
История группы Steely Dan берёт начало в переломный для музыки год 1967-й, когда в Нью-Йорке состоялось случайное знакомство двух студентов по имени Уолтер Беккер (на фото второй слева) и Дональд Фейген (вверху справа). Парни обнаружили у себя целую гору общих интересов. Например, в джазе и блюзе. И решили они вместе музицировать, начав сочинять собственные песни.
В начале 70-х судьба привела их на лейбл ABC Records, где они знакомятся с молодым продюсером Гэри Катцем. Эта встреча подтолкнёт стороны к долгосрочному сотрудничеству, а на первых порах будущие лидеры пока не сформированных Steely Dan устраиваются на работу как авторы песен для других музыкантов. К счастью, от этой идеи вскоре решили отказаться с единственно верной целью – создать свой бэнд. Название было выбрано после прочтения романа «Голый завтрак» Уильяма Берроуза. Учитывая тот факт, что битник Берроуз вскоре станет лучшим другом для каждого второго музыканта альтернативной сцены – своё направление Уолтер и Дональд выбрали чётко и ясно.
Обосновавшись в Лос-Анджелесе, дуэт стал набирать подходящих музыкантов. Таким образом в состав Steely Dan попали гитаристы Дэнни Диас и Джефф Бакстер (у него было незатейливое прозвище Скунс), а также ударник Джим Ходдер. Уолтер Беккер владел бас-гитарой, а Дональд Фейген – клавишными. Поначалу планировалось, что Фейген будет и вокалистом, но он постеснялся брать на себя эту роль. Пришлось искать другого. Так в Steely Dan в качестве шестого участника попал Дэвид Палмер.
Что интересно, на большинстве песен в итоге всё равно споёт Фейген (либо сольно, либо дуэтом), ставший позднее главным голосом группы.
Вышедший в ноябре 1972 года дебютный полный метр Steely Dan неплохо проявил себя в продажах и получил достаточно похвалы от критиков, отметивших не по годам зрелые мелодии, выходящие за пределы всяких жанров. И вправду, мы же с вами проживаем не на Западном побережье США, к сожалению, поэтому и термины вроде яхт-рока нам не понятны. Однако совсем необязательно быть лютым меломаном или носителем языка, чтобы кайфовать от музыки Steely Dan.
Пройдёмся по содержимому альбома:
«Do It Again» – открывающая песня и главный хит. Это просто одно сплошное райское наслаждение. Соло партии Диаса и Фейгена пылают огнём. Как и сама песня, рассказывающая о пристрастии к азартным играм, здесь тоже разок услышал и втянулся.
«Dirty Work» – лучшая вокальная партия Дэвида Палмера за весь альбом именно здесь. Лирически перед нами история добровольного куколда, если выражаться прямым текстом: мужчина согласен с тем, что делает его жена, называя именно это «грязной работой»:
I'm a fool to do your dirty work, oh yeah
«Kings» – более характерный для позднего творчества Steely Dan неторопливый джем. Бэк-вокалистки на припеве крадут на себя чересчур много внимания.
«Midnite Cruiser» – классическая песня группы о неудачнике, ищущем какого-то сочувствия у первого попавшегося странника. Поёт барабанщик Ходдер.
«Only a Fool Would Say That» – согласно названию, «только дурак скажет», будто Steely Dan не могут сочинить что-нибудь истинно латиноамериканское. Лаконично завершает первую сторону альбома.
«Reelin' in the Years» – второй известный хит альбома. В его записи принял участие ещё один приглашённый гитарист – Эллиотт Рэндалл. Имя этого музыканта вам мало что скажет, однако его выдающееся соло заслуженно занимает место среди самых выдающихся партий на все времена.
«Fire in the Hole» – от темы Вьетнама убежать в то время было практически невозможно. Вот и Фейген с Беккером не избежали этого, сочинив песню об уклонистах. В данном случае уклонение могло спасти жизнь каждому из них. Если вы играли в знаменитую компьютерную серию игр Counter-Strike, как я, или знаете трудную работу шахтёра под землёй, то тогда вам не придётся объяснять, что термин fire in the hole означает неизбежность взрыва. Мелодия держится на превосходном пианино.
«Brooklyn (Owes the Charmer Under Me)» – классический юмор авторов на тему того, что нью-йоркский Бруклин якобы слишком много должен персонажу, в данном случае некому очаровашке. Комнату в хорошем доме или партию гольфа в полдень. Вполне неплохо.
«Change of the Guard» – песня под названием «Смена караула» может легко означать желание самих Steely Dan внести смуту в устоявшиеся музыкальные традиции. Как позже выяснится, им многое удалось.
«Turn That Heartbeat Over Again» – финальная песня на альбоме, как по мне, самая удачная из малоизвестных. Ещё один штрих, указывающий на то, как зазвучит музыка Steely Dan на следующих пластинках.
Послушать весь альбом на Яндекс.Музыке:
В завершении хочу процитировать одного классика:
«Can't Buy a Thrill» – убойный альбом рок-н-ролльной группы Steely Dan. Не такой убойный, как последующие, но всё равно убойный. Не шедевральный, но и не провальный. Он не так хорошо расходился в наших широтах, как те же Свиты или Слейды, ибо этот рок был нам непонятен. С прошествием времени же всё встало на свои места.
Классиком была моя фантазия, если что. А свои впечатления от дебютника Steely Dan можете оставить в комментариях.
Поддержать канал монетой:
По похожей тематике можно найти мои материалы, пройдя по тегу #разбор альбомов от romanist music