Я родилась в районе Купчино г. Санкт-Петербурга, росла и развивалась вместе с этим районом. Но история этого места простирается далеко за границы истории административного района и даже старше истории самого Санкт-Петербурга.
Это место находится восточнее Витебской железной дороги, между нынешним Альпийским пер. (частью Куракиной дороги – одной из самых древних магистралей на территории нынешнего Купчино) и участком южнее ул. Димитрова.
Первые упоминания
Первое упоминание деревни датируется 1619 г. в шведской переписи. На картах она впервые обнаруживается около 1643 г. как деревня Купсинова (швед. Kupsinoua by). Также она встречается под наименованием Купсилла (швед. Kupsilla) на карте Ингерманландии (1827 г.).
Деревня располагалась на реке Сетуй (позже Чёрная речка, Волковка) и не меняла своего местоположения до конца существования (сер. XX века).
От революции до ВОВ
В деревне было две улицы – «Старая» (главная) и «Новая» (ближе к железной дороге, почти параллельно ей). Купчинцы были довольно зажиточными: имели большие приусадебные хозяйства и скот.
В 1906 г. была заложена и освящена деревянная церковь – храм во имя Преподобного Герасима. Вскоре при церкви образовалось «Новое» кладбище.
«Старое» кладбище располагалось в начале (северной части) деревни у Главной улицы, на правом берегу реки. Упоминания об этом кладбище имеются в переписи 1862 г., но, вероятно, оно существовало и ранее. У входа на кладбище находилась Троицкая часовня.
При деревне была земская школа. В начале 1920-х годов близ деревни была построена железнодорожная платформа.
Военные годы
После революции купчинцев объединили в колхоз имени Тельмана, который просуществовал до начала ВОВ.
С началом войны население деревни эвакуировали из прифронтовой полосы. Жилые дома, за исключением трёх, церковь и часовню разобрали для постройки военных укреплений и на дрова. Во время войны на купчинских кладбищах захоранивали красноармейцев. Судьба воинских захоронений в настоящее время неизвестна.
Дедушка рассказывал, как во время блокады мать заставляла его с сёстрами ходить пешком с ул. Константина Заслонова в сторону Купчино, чтобы выкапывать какие-то корнеплоды, собирать ягоды и, конечно, просто двигаться. По сути, Купчино косвенно спасло им жизнь.
Послевоенные годы
В послевоенные годы Купчино стало посёлком. У него уже не было ни школы, ни клуба, ни магазинов, ни медицинских учреждений, ни почты. Только улицы сохранили свои прежние трассы, а захоронения на Старом кладбище производились вплоть до середины 1960-х гг.
1 января 1958 г. посёлок вошёл в состав Московского района г. Ленинграда, после чего был образован новый микрорайон Купчино.
В 1972-1973 гг. большая часть русла реки Волковки была засыпана. Остатки русла превратились в пруды: Купчинский (в Купчинском сквере на месте бывшей деревни), Альпийский (в Альпийском сквере), Волковский (в парке Интернационалистов).
Официально все улицы поселка были упразднены в январе 1974 г. Последний дом бывшей деревни снесли в марте 1976 г. Были полностью уничтожены оба купчинских кладбища. Жителям посёлка, правда, дали возможность перезахоронить родственников за счёт государства, однако более древние захоронения были осквернены. Какие-то из них навечно остались под современной застройкой. В 1980-90-х гг. у южного берега Купчинского пруда можно было найти старые надгробия.
Наши дни
Сейчас здесь раскинулся Купчинский сквер. Несмотря на то, что этот участок – самая древняя часть Купчино, сквер практически не облагорожен. В нём есть дорожки, пруд и даже памятная табличка, однако отсутствует освещение, мало скамеек и до сих пор нет ни мемориала, ни тем более музея.
По южной границе пруда можно разглядеть участки, контуром напоминающие деревенские дворы, с кустами малины по краям. Встречаются каменные глыбы (то ли остатки фундамента, то ли остатки могил), на которых жарят шашлыки.
Когда на город опускается туман, место выглядит особенно призрачным. По сути, это и есть призрак, болото на костях. Его уничтожили и осквернили, а могли бы оставить хоть один дом и обустроить там исторический музей-усадьбу.
Дополнение из 2025 года
К сожалению, в прошлом году началось «благоустройство» данного сквера по той же модели, что сейчас делают везде под копирку:
- обязательное зонирование с детскими и спортивными площадками;
- огромное количество искусственных настилов;
- мощение бетонной плиткой всех дорожек.
Память об этой деревне стирается ещё больше. Ни музея, ни даже памятника данное благоустройство не предполагает. Зелень уничтожается. На месте кладбищ будут качели и детские площадки. Жители даже находили остатки старинных крестов, когда началось благоустройство. Место памяти превращают в утилитарный двор с развлечениями.
Подробно о том, почему я против насильного причинения такого «благо»устройства, я писала в статье:
С любовью об истории и жизни в Купчино – в моём блоге.
Мой канал в Телеграм.
Мои группы в ВК и ОК – там мне можно писать личные сообщения.
А если вы хотите отблагодарить автора условной «чашкой кофе» или на продвижение блога, сделать это можно по ССЫЛКЕ.