25 июля 1603 г. в Англии был коронован Яков I - выходец из Шотландии. Положение короля-иностранца было, однако, не столь твердым, как у его предшественников – Тюдоров. Он не имел прочных связей с английскими аристократическими фамилиями, и, поскольку пришел к власти не по праву прямого наследования, многие представители высшей знати пытались оспорить его авторитет.
Вначале первый Стюарт на английском престоле был вынужден лавировать между разными политическими группировками, ублажать елизаветинских придворных сановников, одновременно создавая себе собственную опору в лице верных слуг – выходцев из непривилегированных сословий и дворян младшего ранга, которым он щедро раздавал дворянское достоинство и титулы.
Он оставил на своем посту назначенного еще Елизаветой I государственным секретарем (фактически второе после короля лицо в государстве) графа Солсбери Роберта Сесила и в то же время дал ход пересмотру дела о произошедшем в 1601 г. восстании против придворной группировки того. Руководитель восстания граф Эссекс Роберт Деверё был уже казнен, однако оставшиеся в живых участники получили реабилитацию.
Как и в родной Шотландии, в Англии Якову приходилось разрешать конфликт между сторонниками католической реставрации и радикальными кальвинистами – пуританами.
Яков был убежденным протестантом, однако не желал ослаблять иерархию английской церкви, опасаясь, что с этим ослабнет и королевская власть. Католики тоже не получили от него ожидаемых милостей: хотя их дискриминация была существенно ослаблена, некоторые приверженцы католицизма получили должности при королевском дворе, англиканство оставалось государственной религией.
В январе 1604 г. в лондонском дворце Хэмптон-корт королем была открыта конференция, на которой англиканское священство и духовные лидеры пуритан должны были прийти к соглашению. Итогом конференции стало удовлетворение лишь некоторых второстепенных требований пуритан, наиболее видным актом которого стал перевод Библии на английский язык – с целью установления возможности свободного ознакомления с библейскими текстами для любого грамотного английского подданного. До этого священники в Англии использовали латинскую Библию, написанную на мертвом и грамматически очень сложном языке, понятном только хорошо образованным людям. Сделанный перевод получил статус официального и был введен во всех англиканских церквях для служения.
Католики очень быстро разочаровались в характере правления Якова. Кроме относительного ослабления проводимой Елизаветой I антикатолической политики, снятия некоторых государственных ограничений для католиков, король-протестант ничего в пользу католической религии не сделал. Более того, слишком рьяно выступавшие против ориентированной на укрепление протестантизма государственной политики приверженцы католицизма по-прежнему подвергались преследованиям и даже оказывались на эшафоте.
Католицизм постепенно утрачивал популярность и в народных массах, уже привыкших к англиканским службам и проповедям. Католическому лагерю, до сих пор лелеявшему надежду на восстановление политического господства в Англии становилось очевидно, что шансы взять реванш становятся все более призрачными, и время католического влияния безвозвратно уходит.
В такой обстановке группа радикально настроенных католиков во главе с рыцарем Робертом Кейтсби отважилась на крайнюю меру. В начале ноября 1605 г. они заложили тридцать шесть бочек пороха общим весом около двух с половиной тонн в помещение здания заседания Парламента под залом Палаты Лордов (представительного собрания высшей аристократии).
Планировалось с помощью фитиля устроить взрыв во время заседания, на котором должен был присутствовать король. Что именно собирались делать заговорщики после смерти короля и высших сановников, осталось неизвестным, но существует предположение, что они рассчитывали, воспользовавшись вакуумом власти, поднять восстание в графстве Уорикшир, где значительная часть населения продолжала исповедовать католицизм, после чего захватить Лондон. Также неизвестно, полностью ли самостоятельно действовала группа Кейтсби или же состояла в связях с римской агентурой и проводившим в жизнь Контрреформацию католическим духовным орденом (добровольческой религиозной организацией) иезуитов.
Однако исполнение плана заговорщиков осложнялось тем, что среди заседателей Палаты Лордов был и их единоверец – умеренный католик Уильям Паркер, барон Монтигл. Получив анонимное письмо с просьбой не являться в день запланированного взрыва в Парламент, тот заподозрил неладное и представил письмо государственному секретарю Роберту Сесилу, который, в свою очередь, поставил в известность короля. В результате явившийся в назначенное время 5 ноября поджигать ведущий к бочкам с порохом фитиль непосредственный исполнитель покушения Гай (Гвидо) Фокс был схвачен с поличным и под пытками рассказал о других участниках заговора.
Часть их, в том числе сам Роберт Кейтсби, была убита, оказав сопротивление при аресте, один (Френсис Трешем) умер от пыток, остальные преданы суду и как посягатели на жизнь самого короля по существовавшему тогда в Англии закону приговорены к смертной казни через повешение, потрошение и четвертование. Гай Фокс прямо на эшафоте сумел совершить самоубийство, с петлей на шее спрыгнув с подставки так, что сломал себе шею и этим избавился от дальнейших мучительных процедур казни.
По случаю успешного предотвращения покушения на короля и заседателей Палаты Лордов Парламент учредил ежегодный государственный праздник – День благодарения за спасение, отмечавшийся 5 ноября. В ходе посвященных ему торжеств на площадях английских городов стали сжигать чучело в грубом одеянии, изображавшее Гая Фокса.
Сам праздник был отменен спустя два с половиной столетия – в 1859 г., однако традиция сжигать в ночь с 4 на 5 ноября (т. н. «Ночь Костров») соломенное чучело в старой одежде, называемое «guy», сохранилась в Англии по сей день.
Словом «guy» («гай») по аналогии с праздничным чучелом в английском просторечье стали называть и плохо, небрежно одетого человека, а перейдя с колонизацией Америки из Англии в США, оно стало использоваться сначала для обозначения лихой, разгульной молодежи, потом им стали по-простому называть юношей, молодых мужчин вообще.
Полная версия статьи на сайте: https://history-thema.com/nachalo-pravleniya-dinastii-styuartov-na-puti-k-revolyuczii/
Спасибо тому, кто прочитал! Поддержите наш канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться"🖍. Заглядывайте 👀 Добра и позитива!
Еще в нашей ленте👇
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования здесь.