Найти тему
Книги, которые я знаю

Книга С. В. Савельев "Нищета мозга".

В этой книге Савельев С. В. выложил результаты своих размышлений на основании данных многолетних изучений мозга человека, его поведения и его эволюции. Было выявлено, что физические занятия и интеллектуальная деятельность задействуют разные отделы мозга. Подобная периодическая их нагрузка позволяет создавать новые связи, взамен постоянно исчезающим, и поддерживать наш мозг на определенном уровне его возможностей в решении задач.

Уже с рождения идет процесс отмирания части клеток мозга. К 30-ти годам заканчивается полное формирование нервной системы у человека. После 50-ти лет у нас начинается более усиленный процесс отмирания клеток мозга, мы начинает терять их до 3% от всего количества в год. Важным фактором деятельности нервной системы является циркуляции через неё жидкости. Проблемы с данной циркуляцией приводят к растройствам нервной системы. Отмирание клеток, усиливающееся после среднего возраста, становится причиной изменения поведения человека, появления новых черт характера. Те кто в течении своей жизни предпринимают усилия на регулярную «тренировку своего мозга», способны заморозить и смягчить влияние данного негативного процесса на психику.

Мозг человека можно условно разделить на две части. Одна отвечает за инстинктивные программы, другая за рассудочную деятельность. Работа рассудочной части требует потребления больше энергии по сравнению с лимбической, инстинктивной частью мозга. Благодаря наличию и работы рассудочной части мозга возможна передача социальных навыков новым поколениям. Один раз записанные подобные навыки потом очень сложно изменить. Поэтому так важна социальная среда, в которой вырос человек, его семья в формирование его личности. На усвоение социальных навыков отводится определенный период взросления. Именно поэтому дети — маугли уже никогда не способны освоить правила поведения и навыки, принятые в человеческом обществе.

Из-за требующей большой энергетической нагрузки, человек не любит пользоваться рассудочной частью мозга. Ему проще использовать в готовом виде чужие решения, ответы на все вопросы. Поэтому спрос на всевозможных «гуру» бесконечен. Причем когда таких «гуру» становится слишком много происходит остановка технического прогресса. Люди, привыкшие использовать во всем готовые чужие решения, для снижения потребления энергии при работе рассудочной части, с возрастом сталкиваются с тем, что их интеллектуальные возможности, без тренировки, существенно падают. У них происходит быстрая деградация мозга с возрастом. Соответственно они становятся теми, кто даже потенциально не способен самостоятельно найти решение, по сути они ещё больше становятся зависимы от чужого мнения.

Считается, что эволюционное развитие нашего мозга произошло в результате искусственного отбора более приспособленных жить в коллективе, делиться не только в кругу своей семьи. Появление данного типа отбора произошло под воздействием давления изменяющейся окружающей среды.

Существуют люди, у которых более развита рассудочная часть мозга и их мышление и поведение больше подвержено самостоятельному осмыслению и контролю своих действий. Есть же те, у кого преобладают в развитии области мозга отвечающие за инстинктивные программы. Их поведение в большинстве своём основано на реализации текущих инстинктивных позывов. Эти абсолютно разные личности никогда не смогут понять друг друга. Между ними всегда будет вражда, с моментам временных перемирий.

Савельев замечает, что у женщин социальное поведение появилось на основе стремления заботы о своем потомстве. Это потом стало проявляться по отношению и к другим членам группы. Мужчины же данный навык получили по наследству от своих предков женщин. Мужчины, не обладая материнским инстинктом, этот навык используют по-другому, широко проявляя индивидуальную выдумку в общих интересах. Формирование со временем среди наших предков превалирующего количества тех, кто обладает навыками умения жить в ладу с другими людьми сделало современное общество с объединениями в крупные места обитания (города), с экономиками целых стран. Из-за роста популяции и давления среды выживали и давали потомство только те, кто умел налаживать общение, делиться тем что есть с другими.

Установлено, что стремление людей получить ощущение доминантности является одним из превалирующих у всех. Поэтому добиться «общей толерантности» всего человечества очень сложно. Кстати именно желание доминантности заставляет нас из всех существующих наших увлечений и направлений деятельности делать очередной способ помериться пиписьками. Причем также существует у всех врожденное чувство неприязни к тем, кто от тебя отличается. У нас имеется стремление увеличить тех, кто похож на нас взглядами и внешне, даже банально путем собственного размножения. Подразумевается что наши потомки обязательно будут нашей копией. Мы создаем сообщества из «собратьев по взглядам», чтобы усилить ощущение «что ты не один» и получить возможность в данном кругу занять иерархический статус. Также многие являются сторонниками увеличения сообщества в котором живут ради надежды на то, что в таком случае им будет возможность получить больше благ и при меньших трудозатратах.

На характер и поведение человека, на то как он видит и слышит окружающий мир, на его выбор тех или иных предпочтений оказывает напрямую влияние его структура мозга. Причем она очень индивидуальна и может существенно отличатся не только между представителями разных рас и народов, но и в кругу одной семьи. Даже в обществах, где преобладают браки только между её членами, возможны случаи рождения тех, кто будет существенно отличаться. Поэтому гениальность вовсе не передается гарантированно по наследству. Причем надо понять, что необычное, отличающееся, причудливое поведение вовсе не является признаком гениальности.

Виртуальные социальные сети позволяют объединиться людям со схожими взглядами из разных уголков мира. Причем в процессе общения можно выявить кто в данной сети из присоединившихся не совсем соответствуют принятым критериям сообщества.

Те кто был природой одарен мозгом гения могут существенно отличаться во взглядах и поведении от окружающих. Это может привести к конфликту их со своей социальной средой. Также необходимо учитывать, что любая социальная среда дает возможность развития гениальных способностей и их применение только в пределах существующих в ней направлениях. Области мозга, отвечающие за гениальность, занимают не малое пространство, поэтому только гении, располагающие мозгом массой более 2000 гр, имеют запас достаточный свободных областей мозга и способны в них развить навыки, отвечающие за социализацию и не чувствовать себя изгоями в обществе.

Выявив показатели мозга по которым можно определить наличие гениальности, общество явно попытается избавиться от подобных элементов с существенно отличающимися качествами. В обществе работает программа на сохранение и размножение посредственностей.

Конечно состояние мозга влияет на наши возможности мышления и на нашу психику личности. Но именно от нас зависит как мы этот потенциал сможем использовать и куда направить. Мы можем сами формировать и вносить необходимые коррективы в наше мировоззрение своим размышлением, либо это будет происходит только на основании чужих, полученных в готовом виде, взглядах.

#книги #литература #личность развитие #мозг человека #психика человека #эволюция человека