Если в вашей жизни не случился личный опыт вождения, то поздравляем с километрами сохранённых нервов. Ведь прежде чем «прокачу с ветерком», предстоит обучение – теория и практика. И горе, если вы – тонкая нежная феечка
Лично у меня и в мыслях не было садиться за руль, даже в такси ездила на заднем сиденье. И не знала, что белый ромбик с желтым внутри – это главная дорога. А потом я переехала, и оказалось, что добираться всюду придётся на машине. А если нет, то на велике или автобусе. Против велика иногда выступала погода, против автобусов – крайне неудобное расписание.
Итак, чужая страна, чужой язык – и дело, за которое даже при наилучших предпосылках не хотелось браться. Оставим за скобками декалитры слёз, многократно расшибленный лоб и прочую драму.
Позвольте поделиться универсальным опытом, ибо «дама и руль» - комбинация, которая вызывает скепсис по всему миру. Но мы не сдаемся и правильно делам.
Врум-вррррум!
1. Последнее, чем стоит руководствоваться, это цена. Не ищите дешевле, стоимость курсов везде плюс-минус равная. Если где-то дешевле, значит, в ущерб аренде автодрома (а он очень нужен), часам теории – или придётся доплачивать, например, за бензин. Лучшая рекомендация при выборе – сарафанное радио, ибо даже интернет-рейтинги легко завышаются. Короче, поближе к дому/работе и с нормальной репутацией. Ещё раз – не искать дешёвые услуги!
2. Выбор автоинструктора – сейчас где-то заплакал даже не один ученик, а миллионы по всему миру. Ибо это самая главная боль: хороших наставников мало. Платят им скромно, график неудобный, ученики туповаты – как вам такое? А терпение и толковость нужны огромные – и чтоб объяснял понятно/доброжелательно, и чтобы личное отторжение не вызывал…
(Выдохнув) Я сменила четырёх инструкторов. Два деда-пенсионера были неплохи, но страдали речевым недержанием, не позволяя сосредоточиться – до свидания. Третий был русофобом и язвой, в его присутствии я сжималась и делала ошибки на ровном месте – следом к двум предыдущим. И только с последним выпала удача: его пришлось ждать, очень уж популярен, всегда очередь желающих.
Не стесняйтесь менять инструктора, не думайте, что дело в вашей неспособности к обучению и скандальности. Поверьте человеку, который месяцы сидел на международных автофорумах: хороших учителей буквально передают из рук в руки, их единицы.
3. Теория. Конечно, вы будете ходить на лекции, но этого мало. Если не ошибаюсь, в России около 150 часов теории и 55 часов вождения. В Европе – 50 часов теории и 28 часов езды, причем только 8 из них на автодроме – дорого арендовать. То есть когда ты ещё зелёный и не обстрелянный, всё равно выезжаешь на проезжую часть. Конечно, на крыше машины есть табличка «Автошкола», а у учителя пара «запасных» педалей – и всё равно страшно.
Вернёмся к теории, которая так прекрасно влетает в ухо на лекциях, и так же замечательно вылетает из головы. Посему – самостоятельная работа. Приложения, учебники, онлайн видео – всё в помощь. Именно от знания теории зависит ваша уверенность за рулём, а это половина победы.
Мне очень помог канал Сергея Моряхина, «Автоинструктор 62». Это не реклама, Сергей даже не в курсе, что я год смотрела его ролики. Он безусловный профи, у него грамотная речь, прекрасные манеры, он доброжелателен и умеет вдохновлять. Мне очень понравился его ролик «А что, если водить – это не моё?» Такой вопрос возникает у каждого ученика, тем более барышни. И он доходчиво сказал: «Взгляните в окно, на дорогу, на парковку, на изобилие такси. Полным-полно, не так ли? И у каждого из водителей на первых порах были сомнения, дано ли ему водить. Все справились, главное, знать теорию и побольше практиковаться. А страх новичка это нормально, он – ваш предохранитель и даже спаситель». К слову, канал Сергея есть на Дзене.
И вот ещё что. У вас будет соблазн выучить теорию только по экзаменационным билетам, благо, они в свободном доступе. Не советую упрощать процесс – готовьтесь основательно, читайте учебники полностью. Так знания будут гораздо основательней, а вот подготовка по билетам даёт фрагментарное представление. Если ваши знания будут как «лоскутное одеяло», тут знаю, а тут – «такого вопроса не было», то и ощущения за рулём будут так себе.
4. Механика или автомат. Вопрос поистине гамлетовский. Получив право вождения на механике, вы потом можете водить и механику, и автомат. Если же учиться и сдавать только на автомате, за руль механики потом путь заказан.
Я честно пробовала механику – вой, стон и скрежет зубовный. Вот это всё «выжать сцепление, отпустить потихоньку, перекинуть скорости» - это дофига лишних действий в и без того стрёмной ситуации. Вам нужно следить за дорогой, скоростью, пешеходами, вкл/выкл поворотники – а тут ещё этот нижний брейк с элементами ручной работы!..
Но. Весь мировой автопром потихоньку переходит на коробку автомат, пусть и дороже, и топлива ест больше.
И обучение я продолжила на автомате. И вот прям сразу пошло. И ноги стали слушать голову, и успокоилась, и на вождение бежала с радостью.
5. Читайте форумы – и для общей осведомлённости, и для поддержки духа. Из всего проделанного пути мне хотелось сдаться примерно его половину – страна, язык, «вообще не моё» и вот это вот всё. Но на форуме нашлась одна зажигательная мадам – 60 лет, переехала в Норвегию, изумилась, что, кроме Осло и пары городов, вся страна – хутора и неближний свет, нужна машина. Сдавать экзамен на английском – без перспектив, поэтому нашла автошколу с русскоязычной версией. Это есть во всех странах, стоит существенно дороже. Но мы же русские – в 60 лет героиня получила права.
А вторая леди имела водительский стаж в России 20 лет – и угодила в Англию с левосторонним движением. Вы представляете, КАК переучивать укоренившиеся рефлексы?.. Тем более, что экзаменующий инспектор оказался с… своеобразным и начал петь песни во время её езды – попробуй сосредоточься, когда он то прихлопнет в ладоши, то присвистнет. И барышня стала комментировать свои действия: «Знак «стоп», я останавливаюсь, левый поворот на главной – пропускаю встречку и тех, кто поворачивает вправо…» Инспектор приуныл и предложил заткнуться обоим – сдала.
Сегодня, 20 апреля 2022 года, после слёз, мучений, утраты и вновь обретения веры в себя, я сдала экзамен по вождению. На чужом языке. Без единой ошибки в теории и без замечаний по практическому экзамену. Учитель-автоинструктор даже расцеловал, сказал, что я - его гордость. Но мы же помним, как долго длились поиски правильного наставника? Так что ещё вопрос, кому с кем повезло.
Повезёт вообще всем, кто захочет - главное ездить.