Истина артистов простая: они хотят получать доход от своего творчества. Деньги, прослушивания и фанаты - это главные факторы, которые помогают двигаться дальше, дают артисту огромную мотивацию. И это логично. Но деньги вам просто так никто не подарит. Вы их либо зарабатываете, либо берете в долг.
Для начала разберемся в двух основных финансовых терминах, которыми оперируют лейблы: аванс и роялти.
- Роялти - это деньги, которые пришли со стриминговых площадок за прослушивания, просмотры и так далее. То, что останется после вычета всех расходов, комиссий и процентов вы кладете себе в карман.
Роялти артист получает по достижению отчетного периода (обычно это три месяца). Есть порог минимального заработка: чтобы лейбл сделал выплату, на счет артиста должна прийти определенная сумма. У каждого лейбла этот порог свой, у некоторых его вообще нет. Если сумма, пришедшая за трек, не превышает минимального порога, то деньги копятся на счету артиста и суммируются с роялти за следующий квартал. Делается это для того, чтобы и бухгалтерии было проще, и мотивация артисту не размениваться на мелочи.
- Аванс - это деньги лейбла, которые он по своему усмотрению дает артисту, чтобы тот мог сделать рекламу своего трека или на прочие расходы, связанные с треком. Это деньги, которые вы должны будете вернуть.
Когда артист стабильно приносит прибыль и лейбл понимает, что раз в квартал за бэк-каталог данного артиста приходит определенная сумма, то он вполне может выдать аванс. Но когда через три месяца придут роялти, лейбл вычтет из них сумму выданного аванса, а чистую прибыль поделит в пропорциях между артистом и лейблом.
Теперь вопрос: если у артиста роялти измеряются в сотнях рублей за квартал, почему я должен авансировать хотя бы тысячу? В чем моя выгода?
Поясню: чтобы работать с ноунеймами, необходимо брать больше тысячи разных артистов, помогать им продвинуться. Если авансировать каждого хотя бы тысячей рублей, мне необходимо затратить 1 миллион деньгами и столько же ресурсами (лейбл-менеджер, юрист, контент-менеджер, пиарщик - все хотят денег). Получается, я должен заработать за год как минимум 3 миллиона рублей (2 млн. расходов, 1 млн чистой прибыли).
А в итоге выстрелит 10% из них (в среднем конверсия 1%). Да проще в банк под проценты свои деньги положить и не рисковать.
Как чаще всего артисты пытаются уговорить лейблы на аванс?
“Ну давай по-человечески. Ведь не рискнешь - не узнаешь, не так ли?”
Не так. Почему я должен рисковать? Человеческий фактор в вопросах денег надо выключать совсем, оставляя только логику и бизнес-схемы. Хочешь получать деньги с музыки? Решение простое: делаешь хит, люди его слушают, он монетизируется.
“Ты же знаешь, что деньги вернутся”
Нет, не знаю. Если бы знал, то и вопросов бы не возникало. Я знаю, что те хиты, которые есть у меня в каталоге, приносят примерно ровные выплаты каждый квартал. Я уверен в них, так как они проверены годами. Но в новых артистах я не могу быть так уверен. Нет истории отношений, нет понимания, сколько принесут прослушивания.
“Без денег нет желания писать музыку”
Понимаю. Никто не хочет работать без денег. Но тут я бы не рекомендовал завязывать все на выплаты. Во главе должно стоять желание донести до аудитории своё творчество. И уже аудитория голосует рублем за тебя.
“Кто знает, может, завтра мой трек стрельнет и будут бабки?”
Никто не знает, конечно. Но мы делаем бизнес, платим налоги, платим зарплаты, а не играем в казино. Поэтому мы должны просчитывать все риски и предпринимать все возможные действия для извлечения прибыли.
“Ты проавансируй, а я потом буду благодарен”
Так, к сожалению, не работает. Приведу пример моего последнего человеческого отношения к артисту. Я поверил в него, помог ему в трудный период со словами “только не бросай музыку”, дал аванс. Помог ему перебраться в Москву, дал работу на студии, познакомил с нужными людьми. Он за три месяца в Москве успел оборзеть настолько, что начал мне ставить условия, торговаться, требовать запредельную стоимость за создание трека. И еще подвел меня в построении бизнеса с очень уважаемым человеком.
Гондонство проявляется не на старте, а когда артист чуть-чуть голову приподнимает. К сожалению, у многих начинается период “Я сам по себе классный, мне те люди, с которыми я поднимался, не нужны”. Таких надо сразу ставить на место.
“Дайте мне деньги, пожалуйста”
Забудьте эту фразу вообще. Убеждать надо именно логикой, цифрами, расчетами. На этом и строится все деловое общение.
В идеале, когда разговор ведется об авансе, нужно показать:
- Количество треков
- Общее количество стримов на каждой цифровой площадке отдельно
- Посчитать (пусть даже на калькуляторе стримов) итоговые цифры
Это будет хоть каким-то аргументом и можно будет что-то предметно обсуждать.
Но приходить к лейблу с протянутой рукой не надо. Это против всех правил ведения дел и бизнеса. К тому же, такие просьбы говорят об отсутствии у артиста уважения не только к другим, но и к себе.
А артист без самоуважения не будет интересен никому.