Найти в Дзене
Олег Оханов

На вашу музыку нет денег или коротко о том, почему отказывают лейблы

Истина артистов простая: они хотят получать доход от своего творчества. Деньги, прослушивания и фанаты - это главные факторы, которые помогают двигаться дальше, дают артисту огромную мотивацию. И это логично. Но деньги вам просто так никто не подарит. Вы их либо зарабатываете, либо берете в долг.    Для начала разберемся в двух основных финансовых терминах, которыми оперируют лейблы: аванс и роялти.     Роялти артист получает по достижению отчетного периода (обычно это три месяца). Есть порог минимального заработка: чтобы лейбл сделал выплату, на счет артиста должна прийти определенная сумма. У каждого лейбла этот порог свой, у некоторых его вообще нет. Если сумма, пришедшая за трек, не превышает минимального порога, то деньги копятся на счету артиста и суммируются с роялти за следующий квартал. Делается это для того, чтобы и бухгалтерии было проще, и мотивация артисту не размениваться на мелочи.      Когда артист стабильно приносит прибыль и лейбл понимает, что раз в квартал за бэк-к
Оглавление

Истина артистов простая: они хотят получать доход от своего творчества. Деньги, прослушивания и фанаты - это главные факторы, которые помогают двигаться дальше, дают артисту огромную мотивацию. И это логично. Но деньги вам просто так никто не подарит. Вы их либо зарабатываете, либо берете в долг. 

 

Для начала разберемся в двух основных финансовых терминах, которыми оперируют лейблы: аванс и роялти.

 

  • Роялти - это деньги, которые пришли со стриминговых площадок за прослушивания, просмотры и так далее. То, что останется после вычета всех расходов, комиссий и процентов вы кладете себе в карман.

 

Роялти артист получает по достижению отчетного периода (обычно это три месяца). Есть порог минимального заработка: чтобы лейбл сделал выплату, на счет артиста должна прийти определенная сумма. У каждого лейбла этот порог свой, у некоторых его вообще нет. Если сумма, пришедшая за трек, не превышает минимального порога, то деньги копятся на счету артиста и суммируются с роялти за следующий квартал. Делается это для того, чтобы и бухгалтерии было проще, и мотивация артисту не размениваться на мелочи. 

 

  • Аванс - это деньги лейбла, которые он по своему усмотрению дает артисту, чтобы тот мог сделать рекламу своего трека или на прочие расходы, связанные с треком. Это деньги, которые вы должны будете вернуть.

 

Когда артист стабильно приносит прибыль и лейбл понимает, что раз в квартал за бэк-каталог данного артиста приходит определенная сумма, то он вполне может выдать аванс. Но когда через три месяца придут роялти, лейбл вычтет из них сумму выданного аванса, а чистую прибыль поделит в пропорциях между артистом и лейблом.

-2

Теперь вопрос: если у артиста роялти измеряются в сотнях рублей за квартал, почему я должен авансировать хотя бы тысячу? В чем моя выгода?

Поясню: чтобы работать с ноунеймами, необходимо брать больше тысячи разных артистов, помогать им продвинуться. Если авансировать каждого хотя бы тысячей рублей, мне необходимо затратить 1 миллион деньгами и столько же ресурсами (лейбл-менеджер, юрист, контент-менеджер, пиарщик - все хотят денег). Получается, я должен заработать за год как минимум 3 миллиона рублей (2 млн. расходов, 1 млн чистой прибыли). 

А в итоге выстрелит 10% из них (в среднем конверсия 1%). Да проще в банк под проценты свои деньги положить и не рисковать.

-3

Как чаще всего артисты пытаются уговорить лейблы на аванс?

“Ну давай по-человечески. Ведь не рискнешь - не узнаешь, не так ли?” 

Не так. Почему я должен рисковать? Человеческий фактор в вопросах денег надо выключать совсем, оставляя только логику и бизнес-схемы. Хочешь получать деньги с музыки? Решение простое: делаешь хит, люди его слушают, он монетизируется.

 

“Ты же знаешь, что деньги вернутся”

Нет, не знаю. Если бы знал, то и вопросов бы не возникало. Я знаю, что те хиты, которые есть у меня в каталоге, приносят примерно ровные выплаты каждый квартал. Я уверен в них, так как они проверены годами. Но в новых артистах я не могу быть так уверен. Нет истории отношений, нет понимания, сколько принесут прослушивания. 

 

“Без денег нет желания писать музыку” 

Понимаю. Никто не хочет работать без денег. Но тут я бы не рекомендовал завязывать все на выплаты. Во главе должно стоять желание донести до аудитории своё творчество. И уже аудитория голосует рублем за тебя. 

 

“Кто знает, может, завтра мой трек стрельнет и будут бабки?” 

Никто не знает, конечно. Но мы делаем бизнес, платим налоги, платим зарплаты, а не играем в казино. Поэтому мы должны просчитывать все риски и предпринимать все возможные действия для извлечения прибыли. 

 

“Ты проавансируй, а я потом буду благодарен”

Так, к сожалению, не работает. Приведу пример моего последнего человеческого отношения к артисту. Я поверил в него, помог ему в трудный период со словами “только не бросай музыку”, дал аванс. Помог ему перебраться в Москву, дал работу на студии, познакомил с нужными людьми. Он за три месяца в Москве успел оборзеть настолько, что начал мне ставить условия, торговаться, требовать запредельную стоимость за создание трека. И еще подвел меня в построении бизнеса с очень уважаемым человеком. 

 

Гондонство проявляется не на старте, а когда артист чуть-чуть голову приподнимает. К сожалению, у многих начинается период “Я сам по себе классный, мне те люди, с которыми я поднимался, не нужны”. Таких надо сразу ставить на место.

 

“Дайте мне деньги, пожалуйста” 

Забудьте эту фразу вообще. Убеждать надо именно логикой, цифрами, расчетами. На этом и строится все деловое общение. 

 

-4

В идеале, когда разговор ведется об авансе, нужно показать:

 

  1. Количество треков
  2. Общее количество стримов на каждой цифровой площадке отдельно
  3. Посчитать (пусть даже на калькуляторе стримов) итоговые цифры

 

Это будет хоть каким-то аргументом и можно будет что-то предметно обсуждать. 

 

Но приходить к лейблу с протянутой рукой не надо. Это против всех правил ведения дел и бизнеса. К тому же, такие просьбы говорят об отсутствии у артиста уважения не только к другим, но и к себе.

А артист без самоуважения не будет интересен никому.