Найти тему

На правовой конференции в НовГУ рассказали о целях создателей фейков в политической сфере

Фото: Светлана Разумовская
Фото: Светлана Разумовская

Технология создания фейковых информационных сообщений используется в четырёх сферах общественной жизни, а жертвы подобных манипуляций не склонны мыслить критически. Об этом рассказала заведующая кафедрой уголовного права и криминологии Новгородского университета Ольга Калпинская на всероссийской конференции «Миссия права», которая прошла в Юридическом институте НовГУ. Исследовательница представила доклад «Кибервиктимология фейка».

Фото: Светлана Разумовская
Фото: Светлана Разумовская

По словам Ольги Калпинской, общество всё больше времени проводит в информационном поле, где представлено множество источников, в том числе содержащих фейки. Все потребители новостей так или иначе считаются потенциальными жертвами информационных вбросов. Виктимология, отметила завкафедрой, — это раздел криминологии, который изучает жертв преступления.

— Из-за эволюционных изменений преступности фейки становятся новой формой криминальной активности и всё больше распространяются, — рассказала Ольга Калпинская. — Это — манипулирование информацией. В производство и тиражирование фейков вовлечены тысячи людей.

Российское законодательство выделяет несколько характерных особенностей фейка. Манипуляция производится через утверждение факта, а не выражение мнения. Задача ложного сообщения — ввести человека в заблуждение. При этом фейк представляет угрозу жизни и здоровью человека, имуществу или общественному порядку.

Ольга Калпинская привела статистику ВЦИОМа, по которой почти половина россиян не может отличить правдивую информацию от фейков. 33% молодых людей не обладают этим навыком.

Жертвы фейков, следует из доклада учёной, характеризуются отсутствием критического мышления, нежеланием или неумением изучать первоисточники — как правило, они потребляют уже «приготовленный» кем-то информационный продукт.

Фото: Светлана Разумовская
Фото: Светлана Разумовская

— В 2020 году в федеральном законодательстве появились новые нормы, которые криминализируют фейки. Но если посмотреть на механизм совершения конкретных преступлений, то станет видно: фейки используются в различных преступлениях, про которые уже написано в уголовных законах. Манипулирование информацией встраивается в различные составы общественно опасных деяний, которые используются на разных этапах криминальной работы, — рассказала Ольга Калпинская.

Фейки используются в четырёх сферах общественной жизни. В политической создатели ложных сообщений пытаются скомпрометировать те или иные политические силы, подорвать авторитет конкретного деятеля — например, при помощи ложных новостей об отставке губернатора, секс-скандалов с участием лидеров общественного мнения региона.

— Такие сообщения прикидываются «инсайдерской информацией», которая основана на анонимных источниках из закрытых телеграм-каналов или вовсе «неназванных источников», — рассказывает Ольга Калпинская. — Как это ни странно, жертвой таких фейков становятся не политики, против которых направлены сообщения, а потребители информации. В уголовно-правовой плоскости они считаются потерпевшими от клеветы.

Фото: Светлана Разумовская
Фото: Светлана Разумовская

Фейки также используют для завладения чужим имуществом. Например, преступники создают мошеннические сайты объявлений, где под разными предлогами могут мотивировать жертву перевести деньги или поделиться конфиденциальной платёжной информацией. Приёмы злоумышленников постоянно меняются, отметила Ольга Калпинская: ложные аккаунты в соцсетях, фейковые сайты и онлайн-магазины, «зеркала» портала «Госуслуг». С точки зрения уголовно-правовой оценки, подчёркивает автор доклада, подобные фейки попадают под несколько составов преступления: кража с банковского счёта, мошенничество с использованием средств платежа и обычное мошенничество.В экономической сфере фейки могут причинить ущерб участникам рыночных отношений. В сфере межличностных отношений ложные сообщения выступают как инструмент причинения вреда конкретному человеку или группе лиц, и как средство привлечения внимания.

— Здесь фейки могут иметь цель дискредитировать лицо или группу по нескольким мотивам: личная неприязнь, стремление самоутвердиться за счёт другого. Их можно назвать «фейками-обвинениями». Примером могут служить порнографические дипфейки — фальсифицированные фото и видео с изображением лиц, против которых направлена ложная информация, — рассказала Ольга Калпинская.

На поведение пользователя влияет контекстная реклама и настройки новостных систем. Со временем человек начинает видеть только ту информацию, которая совпадает с его точкой зрения — она удобна и привычна.

— Из-за этого перестаёт работать критическое мышление, — отметила учёная. — Мы замыкаемся внутри информационного пузыря, который создаём сами. За нас также решают поисковые системы. Получается, что пользователи тем самым создают спрос на определённые фейки, интересуясь той или иной повесткой.

На конференции «Миссия права» также прозвучали доклады об особенностях освещения судебных заседаний после Судебной реформы 1864 года, о роли мировой юстиции в судебной системе современной России и уголовной ответственности за преступления в медицинской сфере.

Больше информации на официальном сайте НовГУ

Подписывайтесь и ставьте добро