Найти тему
Московские Новости

Как бизнес выживает в новых условиях

Оглавление

«Московские новости» поговорили с представителями малого и среднего городского бизнеса о том, какие меры поддержки им на самом деле нужны от государства и почему их горизонт планирования сократился до одного дня.

Нынешний экономический кризис, связанный с геополитическими событиями, еще рано сравнивать с пандемийным кризисом 2020 года. Несмотря на то что в этот раз санкции направлены только против России, никто в мире не уйдет победителем, последствия коснутся всех. Предприниматели из разных сфер городского бизнеса уже сегодня говорят, что  этот кризис хуже предыдущего.

Чтобы помочь бизнесу выстоять, город предлагает меры поддержки. Мэрия Москвы сформулировала ключевые задачи: сохранение рабочих мест, обеспечение бесперебойного функционирования предприятий и организаций — поставщиков необходимых товаров и услуг, импортозамещение — локализация в Москве максимального количества производителей товаров и услуг.

В городе скоро заработают программы субсидирования процентных ставок по кредитам на рефинансирование прежних обязательств, оборотные средства при условии сохранения бизнесом рабочих мест будут пополняться, на текущие арендные платежи за имущество, находящееся в городской собственности, будет даваться отсрочка до 6 месяцев.

»Василиса Волкова, сооснователь и автор креативных концепций «С.И.Д.Р. Групп

-2

С первого дня событий на Украине в наших заведениях снизился поток гостей. Любое предприятие общественного питания — это лакмусовая бумажка того, что происходит с городской экономикой. Пандемия, рост уровня заболеваемости, геополитические события — все это моментально сказывается на ресторанном бизнесе. В кризис людям попросту не до походов по барам и ресторанам.

Перед 8 марта люди обычно тратят деньги на подарки близким и развлечения, но в этом году все побежали закупаться товарами первой необходимости и техникой. В заведениях с молодой целевой аудиторией просадка была на уровне 5-10%, но в каких-то барах посещаемость упала на 40%. На прошлой неделе ситуация начала стабилизироваться, люди стараются жить обычной жизнью. Сложно сказать, вернется ли к нам привычный поток гостей.

Бар Do Not Disturb 
Фото: sidrgroup.ru
Бар Do Not Disturb Фото: sidrgroup.ru

Некоторые зарубежные компании, которые уходят с российского рынка, оставляют лишь часть сотрудников. Многих людей увольняют, пострадала ИТ-сфера, кто-то вообще уехал из Москвы. Все эти люди, оставшиеся без доходов, — наши гости. Может, в рамках населения Москвы процент уехавших не так катастрофичен, но это как раз та платежеспособная аудитория, которая могла позволить себе бары и рестораны.

Очевидная проблема — работа с поставщиками. Они моментально отменили все маркетинговые преференции для ресторанного бизнеса. Кто-то убрал отсрочки по платежам, кто-то ввел предоплату. Рост цен доходит уже до 60%.

С европейской продукцией мы сейчас стараемся не связываться. Как она будет поставляться, хватит ли запасов, как будет меняться цена? Мы начали рассматривать сотрудничество с азиатскими странами — Индией, Таиландом, Китаем. Их продукция тоже подорожала из-за роста курса доллара и стоимости доставки. Логистика многих китайских компаний до сих пор не восстановилась из-за коронакризиса.

В этом суть мировой экономики — мы все связаны друг с другом. Поэтому дорожает и российская продукция. Во-первых, это элементарные реалии рынка. Если поставщик торгует не товарами первой необходимости, то государство не регулирует его ценообразование. И если бизнес понимает, что он в кризисных условиях может заработать больше, он будет стараться заработать больше. И ты, ресторатор, ничего не можешь с этим сделать. Во-вторых, мы зависимы от иностранного сырья или оборудования. У локального российского производителя может быть французская этикетка, чешская пробка, сырье — из восточной Европы. Поставщики тоже начинают «переобуваться» и идут на азиатские рынки. Но на это нужно время.

У нас нет антикризисного плана, который работал бы в долгую. Мы планируем работу ровно на день вперед, загадывать дальше нет смысла.

Пока мы прорабатывам алкогольное меню, стараемся сохранить себестоимость одного коктейля и конечные цены позиции в меню. Конечно, мы могли бы поднять цены на 20–25% — это было бы вполне оправданно. Но наш средний ценник рассчитан на средний класс. А средний класс, как известно, страдает от кризиса больше всего.

Чтобы продолжать работать, нам нужно сохранить цены. 80% оборота наших заведений — это фирменные коктейли. Мы проработали более 60 закупочных наименований, занялись импортозамещением. На локальном рынке, например, есть отличный джин, закупка которого позволит сохранить качество конечного продукта. Также мы убрали нашу систему лояльности в виде скидок, ввели новую программу с кэшбеком.

Бар «Вермутерия RE» 
Фото: sidrgroup.ru
Бар «Вермутерия RE» Фото: sidrgroup.ru

Доходы людей падают, а цены в магазинах растут. Сегодня у многих просто нет возможности переплачивать за походы по барам и ресторанам. Поэтому ресторану, чтобы выжить, нужно подстроиться под своего гостя.

Если говорить о федеральных и городских мерах поддержки, то все эти кредиты с маленьким процентом — это кабала, в которую ты себя загоняешь, об этом я говорила еще в локдаун. Мы ждем сокращения налоговой нагрузки и снижения цен на отопление, электричество. В идеале — закрепить стоимость арендной платы не только в помещениях, которые принадлежат государству. Нужно мотивировать арендодателей не повышать ставку. Они такие же бизнесмены, как мы, они живут в той же экономической реальности и, рано или поздно, захотят поднять цены. Ресторанному рынку нужно время, чтобы прийти в себя и адаптироваться к новым условиям.

Изменения на рынке рекламы в социальных сетях тоже не прибавляют стабильности. Много сил мы вложили в развитие Instagram и Facebook. Вся наша аудитория — там, мы инвестировали деньги в контент и рекламу у блогеров на этих площадках. Все это мы потеряли, а конверсия «ВКонтакте» — от 3 до 5%. Мы лишись возможности развивать свои привычные рекламные каналы.

Иностранные инвесторы уходят из России. Если говорить о ресторанном бизнесе, российские инвесторы тоже не горят желанием вкладываться в него.

*Во время проведения интервью, 22 марта, курс доллара США на Московской бирже составил 104 рубля, евро — 114 рублей.

Алексей Мусакин, генеральный директор УК Cronwell Management, вице-президент Российской гостиничной ассоциации

Гостиничному бизнесу, разумеется, плохо без иностранных гостей и деловой активности в городе. Нашему рынку нужно стимулирование деловых мероприятий, которые проводятся на городском и федеральном уровнях.

Сейчас мы просто продолжаем управлять затратами и оптимизировать расходы. Пока мы не поднимаем ценник, но наши затраты растут уже на уровне 30%. Пришлось пересматривать все договоры с онлайн travel-агентствами и быстро реагировать на уход западных туристических компаний.

Booking ушел? Значит, развиваем отношения с «Яндекс.Путешествиями» и «Островком». Instagramушел? Меняем концепцию продвижения в социальных сетях. Делаем акцент на «ВКонтакте» и Telegram, разрабатываем новую маркетинговую стратегию.

Пока спрос на загородные гостиницы есть, майские праздники пройдут для нас нормально, а вот будет ли загрузка в июне — не очень понятно. К тому моменту люди поймут — та зарплата, которую они получают, сохранила их доход?

Сейчас они понимают это головой, но не понимают деньгами. Пока мы можем почувствовать это по продуктам, но для людей, которые могут позволить себе хороший отдых, это не критично. А когда станет очевидно, как изменились затраты на все вокруг, будет понятно, есть ли сейчас возможность платить за хорошую гостиницу.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Гостиничный бизнес больше всего ждет окончательного принятия закона об НДС. Это важно для крупных игроков, мы просим об этом уже лет десять. В начале марта правительство наконец поддержало обнуление ставки для гостинично-туристической сферы.

Проблема в том, что для гостиницы НДС — это своеобразный оборотный налог. Если вы производите столы, у вас есть входящий и исходящий НДС — они как бы взаимовычитаются. А в гостиничном бизнесе 60% расходов — это персонал. 80–90% трат в месяц облагается НДС, компенсировать его при этом нечем, потому что нет входящего НДС на этот объем.

Пока новую систему уплаты НДС утвердили на ближайшие пять лет, и это уже очень поможет гостиничному бизнесу. Но проблемы все равно остаются. Не нужно платить НДС — прекрасно. Нет налога на имущество — еще лучше. Но как платить зарплату? Упали доходы, выручка минимальная, а персонал нужно сохранять. Во время пандемии отельерам давали беспроцентный кредит, который обновлялся, если удавалось сохранить 90% персонала. И это была действенная мера поддержки.

Этот кризис отчасти напоминает первый локдаун в 2020 году. Но тогда бизнес тряхнуло во всем мире одинаково, при этом логистические цепочки не рвались так, как сейчас.

Поставщики ведут переговоры с Китаем, но для того, чтобы наладить бесперебойную систему, нужно время. То, что осталось на складах, постоянно дорожает. Валютные скачки и инфляция всех пугают — люди не знают, будет ли у них завтра работа. Раньше мы боялись путешествовать, потому что не хотели заболеть новым смертельным вирусом, сейчас боимся, потому что не понимаем, будут ли у нас на это деньги.

Гоша Карпенко, ресторатор, совладелец HURMA Group of Companies

-6

У ресторанного бизнеса много вопросов: что будет с потребительской активностью, будут ли люди ходить по ресторанам, как изменятся цены на продукты, ждать ли нам помощи от государства.

Иностранные производители алкоголя уходят из России. Поставщики отменили все скидки и преференции, цены растут каждый день. Все европейские вина подорожали минимум на 30%. Российские предприятия тоже зависимы от Запада. Они использовали иностранное сырье, поэтому вынуждены поднимать цены на 10–20%.

Бар «Take It Easy» Фото: @TakeItEasyMoscow
Бар «Take It Easy» Фото: @TakeItEasyMoscow

С едой та же история. Импорт либо пропадает, либо дорожает, вся логистика поставок нарушена. Мы находимся в стадии наблюдения за рынком, нам больше ничего не остается. Из хорошего — цены на аренду не изменились, потому что они привязаны к рублю, а не к иностранным валютам.

Наша команда решила завершить два крупных ресторанных проекта. Непонятно, что будет со стройкой и как изменятся цены на стройматериалы, непонятно, что будет с инвестициями.

Во время кризиса люди выбирают простые и привычные всем концепции. Когда все кругом шатается, ты не хочешь пробовать экспериментальную кухню, ты хочешь ходить проверенными и протоптанными дорожками.

Наша компания в ближайшее время будет инвестировать в небольшие заведения и откажется от крупных проектов.  Выигрышная стратегия сейчас — вкладывать силы и ресурсы в понятные и знакомые всем ресторанные концепции. Какие-то сложные заведения мы, например, будем делать проще и понятнее для наших гостей — сегодня они не готовы тратить деньги на эксперименты, и мы прекрасно это понимаем. Чтобы выжить в кризис, нужно чувствовать свою аудиторию и понимать, что на самом деле ей нужно, за какой продукт она готова платить.

И сейчас нам, разумеется, нужна помощь государства. Как минимум, с налоговой нагрузкой — преференции, отсрочки или снижение налогов. Математика тут очень простая: хороший ресторан приносит прибыль в районе 20%, цены на продукты и алкоголь растут минимум на 30%, а поднимать цены в меню мы не можем. Кто сейчас готов за это платить? Если снизить налоговую нагрузку, мы сможем не поднимать цены для потребителя и прожить еще какое-то время.

Максим Новицкий, основатель бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест»

-8

Рынок готового бизнеса и франчайзинга — это своеобразный индикатор предпринимательской активности. И главная проблема для рынка сегодня — панические настроения в бизнес-сообществе. Они влияют на принятие решений. Сейчас не так остро ощущаются негативные экономические последствия, как отсутствие понимания, что будет дальше. Сложно прогнозировать даже на неделю вперед.

Наша выручка в первые две недели с начала специальной военной операции просела на 90%. Наши клиенты, покупатели готового бизнеса, не хотят инвестировать в свое дело, потому что не понимают, что делать с этим активом дальше. Бизнес не уверен, что стоит выходить на сделку и продавать компанию. Вдруг деньги, вырученные от продажи, завтра обесценятся?

Главная фраза сегодня: «Давайте поставим сделку на паузу». Скачки валютных курсов вызывают дополнительную панику. Не паникуют только те, кто вложился в твердые активы: недвижимость, авто, стабильные валюты.

Наша компания выживает, потому что малый и средний бизнес — это в первую очередь люди. Люди хотят спасать себя и свое дело.

Бенефициарами развития являются, конечно, владельцы российских производств. Они могут частично заменить товары и сырье, которое раньше закупалось у зарубежных компаний. Логистические компании тоже не страдают от отсутствия клиентов: Европа закрылась — бизнес ищет выходы на Азербайджан, Грузию, Армению, Белоруссию и, конечно, Китай. Китай — наше всё. Организационной работы много, начиная от регистрации бизнеса в других странах, заканчивая документооборотом — новые поставки нужно декларировать.

На государственную поддержку бизнес особо не обращает внимания. Субсидии для ИТ-компаний, отмена НДС или снижение количества проверок для малого бизнеса — все это в первую очередь моральная поддержка. Льготы перебивают негативный фон, и это главный плюс, не финансовая составляющая.

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Разница с предыдущим экономическим коллапсом огромная. Во время локдауна 2020 года по крайней мере были сферы, которые выигрывают от коронакризиса. Это онлайн-образование, онлайн-торговля, доставка продуктов. Сегодня все эти предприятия находятся в одинаково печальном положении.

Мы можем сказать, что ИТ-сектор санкции и скачки курса рубля затронули меньше, чем ретейл или, например, сферу услуг. ИТ-компаниям выделяют гранты, государство снизило для них налоговую нагрузку. С другой стороны, посмотрите, сколько специалистов уехало за границу и сколько компаний провело полноценную релокацию штата в Европу или в страны СНГ.

Для того чтобы держаться на плаву, мы с партнерами режем косты. Это первый и самый логичный шаг. Сокращаем затраты на содержание офиса, инвестируем в новые каналы продаж, потому что старые перестали быть актуальными. Но основная наша задача — понять, куда в потоке идут наши клиенты и как нам этим потоком завладеть.