Для этого нам первым делом нужно разобраться, что значит «сделать».
Что значит «сделать»
Получить результат
Жена утром говорит вам: «Будешь идти домой — купи хлеба». Это задание. Что оно значит? Переформулируем: когда вы вечером сядете есть сваренный женой борщ, у вас на столе должен лежать свежий хлеб, который вы с удовольствием съедите. Иными словами, вам нужно к часу «икс» иметь на столе вкусный хлеб.
Когда задание простое, ни у кого не возникает проблем с пониманием, что значит сделать. Забыли купить хлеб? Не сделали. Не было свежего? Не сделали. Хлеб оказался червивый, когда вы его разрезали, один червяк упал в борщ? Не сделали. Жена любит батон, а вы добыли «кирпич»? Не сделали. По дороге домой вас насмерть сбил автобус? Очень жаль, вас будут хоронить и про хлеб сразу забудут, но задание всё равно не сделано. Результат очевиден, потому что в момент «икс» вы или едите, или не едите хлеб. Вы это видите и чувствуете.
«Сделать» — значит получить результат к заданному сроку и с заданным качеством. Есть нужный результат — сделано, нет результата — не сделано. Всё остальное не имеет отношения к «сделыванию». Совсем. Даже если получить результат помешала комета, взорвавшая Землю, задание всё равно будет не сделано. Причина не опровергает следствие. «Сделать» — булева функция, возвращает или да, или нет.
Вроде пока всё понятно, хлеб купили. Давайте попробуем теперь сделать что‑нибудь посложнее, например макет страницы сайта. У любого задания есть срок. Допустим, сегодня понедельник, вам дали неделю и описание того, что должно быть. Что значит сделать макет?
Ну, во‑первых, это значит, что к понедельнику надо показать картинку. Если картинки нет, задание не сделано, и все это понимают одинаково.
А если картинка есть, то сделано? Непонятно — надо смотреть, что нарисовано. Если не все требования учтены? Понятно, не сделано. Если свёрстано кое‑как? Тоже не сделано. Тут и возникает странное искажение реальности. «Сделать» заменяется на «делать»:
— Арт‑директор: Сделал макет?
— Дизайнер: Да, вот!
— Арт‑директор: Никуда не годится.
— Дизайнер: Ну, это, я старался, делал…
Кого волнует, что ты делал? Макет надо в вёрстку отдавать, а там фарш. Значит, верстать нельзя, значит, не сделал. Принёс хлеб с червяками. Ты его вроде принёс и в срок, но есть его нельзя.
Связь «сделывания» с результатом демонстрирует метафора студента и преподавателя.
Представьте студента, который готовит дипломную работу. Мало написать сам диплом, его ещё должен утвердить научный руководитель. И вот попался студенту нерадивый научный руководитель: постоянно динамит несчастного студента, на встречи не приходит, советом не помогает. Подходит срок сдачи, а диплом не утверждён.
Научный руководитель, конечно, неправ, но из университета выгонят студента. Преподаватель будет работать, как и раньше, а студент отправится в армию.
В примере со студентом и преподавателем показаны отношения клиента и исполнителя. Каким бы ни был клиент, если исполнитель взял задачу, за её «сделывание» отвечает он. Исполнитель должен позаботиться о результате.
«Сделать» значит получить результат.
Получить результат в мире клиента
Жена поручила купить хлеб к ужину. Вы забыли и сообщаете о провале по телефону. В ответ жена кричит:
— Делай, что хочешь, но чтобы к ужину хлеб был!
Разберём эту фразу. Жена говорит «делай, что хочешь», значит, ей всё равно, что вы предпримете. Но её волнует результат: «чтобы хлеб был». В этом примере жена — клиент, а вы — исполнитель.
Вполне логично, что жену волнует только результат, ведь только результат находится в мире клиента. Процесс же лежит в мире исполнителей.
Чтобы добиться результата, необходимо понять мир клиента и сделать то, что будет полезно именно в этом мире. Скажем, если жена готовит к ужину борщ, то будет ждать батон. А если на ужин шашлык — ищите армянский лаваш.
Если принесённый вами хлеб не подойдёт к блюду, вы не сделаете и, возможно, поссоритесь с женой. Хлеб у вас будет, а пользы для клиента — нет.
Результат — это польза в мире клиента
Продолжение...
Это был фрагмент из книги «Управление проектами, людьми и собой» Николая Товеровского.
С 19 июня по 9 июля пройдёт трёхнедельный дистанционный курс «Управление проектами, людьми и собой» Николая Товеровского, запись до 18 июня.
Курс будет полезен менеджерам, руководителям, стартаперам, дизайнерам, редакторам, разработчикам — и всем людям.
Если захотите поучаствовать, будем рады вас видеть:
Записаться на курс