Скорость для самокатов, выдаваемых на прокат, установили не выше 15-20 километров в час, а владельцев заставляют платить за парковки. Но мэрию Новосибирска пока никто не слушает.
— Условиями этого соглашения, — напомнил Денис Колмаков, — предусмотрено ограничение скоростного режима для движения электросамокатов до 15 километров в час на улицах с интенсивным движением пешеходов, в городских парках культуры и отдыха и скверах и до 20 километров в час — на велодорожках и в специально предназначенной для велосипедов и самокатов инфраструктуре. А также определены территории, где полностью запрещено движение электросамокатов.
Чтобы было понятно, насколько массово новосибирцы увлекаются ездой на электросамокатах, достаточно сказать, что в прошлом году в городе насчитывалось около полутора тысяч парковок с этими транспортными средствами. По мнению профильного департамента, компании кикшеринга Whoosh и Urent свои обязательства по соглашению в полной мере не исполнили.
— В отсутствие разрешения на использование земельных участков операторы кикшеринга определяли места парковок электросамокатов в любом удобном для себя и пользователей месте. Как результат (и это было видно всем), — повсеместные парковки самокатов создали массу проблем и неудобств горожанам. Брошенные в парковочных карманах самокаты значительно сокращали возможности автомобилистов для парковки, препятствовали уборочной технике, оставленные посреди тротуаров самокаты создавали существенные помехи движению пешеходов, особенно в местах активного трафика. Кроме того, имела место парковка самокатов на остановках общественного транспорта и у выходов станций метрополитена.
— Неоднократно в течение сезона 2021 года представители кикшеринговых компаний привлекались к административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории города Новосибирска, — отметил Денис Колмаков. — В преддверии сезона 2022 года представителям компаний в очередной раз указано на возможность организации деятельности по прокату самокатов только на основании полученных в установленном порядке разрешений на использование земельных участков под парковки.
По последним данным, кикшеринговой компанией Whoosh к 11 апреля получено 28 разрешений на парковки. Все они — в Октябрьском районе города. У фирмы Urent ни одного разрешения нет. И в мэрии предупредили: бороться с самовольным захватом земли под свой бизнес и несанкционированным кикшерингом будут жёстко, вплоть до изъятия самокатов в рамках административного производства.
— По действующим ПДД самокаты с такими техническими характеристиками по правам приравнены к пешеходам, а согласно поправкам в ПДД, которые готовит Минтранс, такие самокаты не считаются транспортным средством, а считаются СИМом — средством индивидуальной мобильности, — уточняют в Urent.
Представители Urent утверждают, что в местах с повышенным пешеходным трафиком скорость самокатов автоматически снижается до 15 километров в час. И уже заявляют, что нынешним летом их электросамокаты появятся не только на территории непосредственно Новосибирска, но также в Академгородке и Кольцово.
В компании также подчёркивают: кикшеринговая модель бизнеса подразумевает для оказания таких сервисных услуг большое количество виртуальных зон завершения аренды (парковок). Причём, именно там, где это удобно клиентам. Поэтому, мол, что специальные конструкции для парковок будут тормозить развитие микромобильного транспорта.
— При этом, мы готовы выполнять требования мэрии в части согласования ранее поданных парковок или обозначения парковочных мест визуально (например, разметкой на асфальте) и ожидаем, что мэрия рассмотрит наши предложения и поспособствует получению соответствующих разрешений при такой необходимости, — надеются в Urent.
Что ж, кикшеринговым компаниям есть, за что бороться: по информации Forbes, выручка Urent, например, в 2021 году составила около 800 миллионов рублей, а прибыль — 123 миллиона.
Павел Разуваев