У Волги появился шанс на спасение. Для этого в рамках нацпроекта «Экология» был создан отдельный федеральный проект, выделены колоссальные деньги, и весь 2019 год шли преимущественно подготовительные работы по созданию схем ее восстановления. Теперь эксперты знают, что и как нужно делать. На полях научной конференции «Трешниковские чтения» своими знаниями с корреспондентом «Народной газеты» поделился один из главных специалистов по внутренним водоемам в России - директор Института исследований континентальных водных объектов Шамиль Поздняков.
- Шамиль Рауфович, Волга - великая русская река длиной в 3 350 километров. Как сохранить ее величие и как, на ваш взгляд, обстоят дела с экологической обстановкой на внутренних водоемах в России?
- Прежде всего, нужно перестать мыслить теми категориями, которыми мыслило человечество в XX веке, считая некоторые ресурсы неисчерпаемыми. Необходимо сделать все возможное, чтобы эта водная артерия смогла восстановиться и стать такой же полноводной и чистой, как в веке XIX.
Что касается ситуации на внутренних водоемах в России, я бы охарактеризовал ее так: ситуация весьма напряженная. Она складывается из двух факторов, которые действуют, к сожалению, однонаправленно. С одной стороны, это климатические изменения. Общее повышение температуры способствует развитию негативных ситуаций на водных объектах. С другой стороны, это усиливающееся антропогенное воздействие. Оно тоже вызывает постепенное накопление загрязняющих, биогенных элементов. В комплексе эти два фактора способствуют тому, что наши водные объекты подвергаются все большему и большему загрязнению. В том числе тому самому цветению, которое вы наблюдаете каждое лето. А это очень опасно!
- О так называемых сине-зеленых водорослях, которые выделяют токсины при цветении и в больших количествах могут отравить своим ядом небольшой водоем, региональные СМИ начали говорить еще в 2011 - 2012 годах. В чем опасность этой волжской беды?
- Цветение - это бурное развитие цианобактерий, которые раньше называли сине-зелеными водорослями. При своем отмирании они выделяют очень опасные токсины, по своему потенциалу близкие к боевым отравляющим веществам. Просто концентрации у них не такие большие пока. И «пока» здесь ключевое слово. Потому что происходит накопление. И из-за попадания в организм такой воды уже бывали летальные исходы. Лично я знаю о случае, который произошел в Санкт-Петербурге - нахлебавшись такой воды, там умерла собака. И год от года такая ситуация будет ухудшаться, потому что количество биогенных элементов в водных объектах постоянно растет. Поэтому, еще раз повторюсь, ситуация напряженная. Особенно, в близи населенных пунктов. Тем более если речь идет о мегаполисах. А на таких крупных водных объектах, как Волга, как Дон, ситуация тем более напряженная. Потому что они являются терминальными приемниками сточных и загрязненных вод с обширнейших территорий. К тому же водоросли со временем могут превратить русло реки, особенно в ее мелководной части, в болото.
- Рядовые ульяновцы часто произносят: «Нужно Волгу почистить». Но насколько это реально? Особенно учитывая то, что у нас не просто Волга, а Куйбышевское водохранилище - крупнейшее в Евразии.
- Это крайне сложно! Цианобактерии не только проблема Куйбышевского водохранилища или вообще Волги. Эта проблема сейчас коснулась на земном шаре всех. Ученые пытаются ее как-то разрешить. Дело в том, что сами цианобактерии - очень живучий организм. Они приспосабливаются к любым изменениям. Более того, при негативном воздействии на них они начинают вести себя более агрессивно. У них просто происходит мутация. Сейчас разрабатываются приемы геофизического воздействия с использованием ультразвука. Но здесь нужно быть очень аккуратными, чтобы это воспринималось как естественные турбулентные колебания.
Однако говорить нужно не только о борьбе с цианобактериями. Забывать не стоит и об очистке сточных вод. Конечно, все наши очистные сооружения проходят модернизацию. Но помимо этого, есть еще и диффузный сток (неконтролируемый сток из жилой зоны, полей, мусорных полигонов. - Ред.), к изучению которого мы приступили только в последнее время. Что такое диффузный сток? Это накопленные на большой площади большие загрязнения, которые стекают в водоприемники, то есть в водоемы, и насыщают их биогенным материалом. И борьба с этим явлением требует мероприятий на всем водосборе.
- То есть если речь идет про Волгу, то это от Тверской области до Астрахани?
- И не только. У Волги огромный бассейн - это все ее притоки. Работа с диффузным стоком - это государственная задача. Но, не решив ее, мы не можем двигаться дальше. Фактически это вопрос безопасности и устойчивого развития нашей страны. Потому что вода - наиважнейший ресурс! Мы научились находить альтернативу углеводородным энергоносителям. Даже продукты питания, так или иначе, уже можно синтезировать. Воду синтезировать нельзя!
- Поговорим не только о Волге. Буквально на днях прошла информация, что в России могут разрешить застройку в особо охраняемых природных территориях. Экологи забили тревогу, и первое, что пришло у многих на ум - это застройка берега Байкала. Действительно ли это страшно или «не так страшен черт»?
- Это действительно страшно. Но на порядок страшнее, если не будет обеспечена полноценная очистка сточных вод. Потому что на это обращают внимание по остаточному принципу. Ведь любой коттедж или садоводческое хозяйство в лучшем случае использует для очистки септик. Но никак не станцию очистки сточных вод. А из-за этого происходит постепенное накопление донных отложений. А потом диффузные потоки возвращают эти отложения в толщу воды.
- Но ждет ли что-то положительное наши водоемы в ближайшей перспективе?
- Конечно, на негативе все не заканчивается. Во-первых, целый пул институтов недавно закончил двухлетнюю работу по оценке диффузного стока бассейна Волги. Мы были пионерами в этом направлении. Сейчас такая же работа планируется по Дону, по бассейну Ладожского озера. И мы переходим на другой уровень по разработке рекомендаций для оздоровления таких крупных водных объектов. И это настоящий прорыв, потому что раньше диффузный сток вообще не учитывался. Хотя у некоторых водных объектов он может быть основным источником загрязнения. Например, у Чудского озера.
О разработках по регулированию цианобактерий я уже рассказал. Ну и не может не радовать, что в последнее время все больше и больше начинают прислушиваться к экологам. Так что положительные сдвиги определенно есть.
КСТАТИ
По данным минприроды, ежегодно в водные объекты Волжского бассейна сбрасывается более 6 куб. км сточных вод, из которых 90% - без очистки или недостаточно очищенные. С ними в реку поступает свыше 2,5 млн т загрязняющих веществ. Кроме того, в бассейне Волги находится примерно 2,5 тыс. затонувших плавсредств, в том числе нефтеналивных.
ФАКТ
Трешниковские чтения проводятся в УлГПУ с 2011 года. В 2020 и 2021 годах они проходили в онлайн-режиме, в 2022-м конференция вернулась к офлайн-формату.
Иван СОНИН
Фото Павла ШАЛАГИНА