Ниже Ярославля течение Волги постепенно обретает величавую стать. Близ Костромских разливов русло разделяется на протоки, образуя живописные острова.
С незапамятных времен в этом благодатном краю жили люди. Подобно маякам, на берегах высятся белые церкви с золотыми куполами: в Прусове, в Диевом Городище, во Введенском, в Рыбницах.
А за поселком Тюньба взору открывается зрелище просто поразительное. На прибрежной полосе красуется замок со шпилями и башнями, под стать резиденциям французских королей в долине Луары.
Экзотическое строение принадлежало российскому крахмало-паточному королю Никите Андреевичу Понизовкину. Восхождение к высотам бизнеса его род начал от самых низов, от кустарного промысла крепостных предков.
В конце 1830-х годов дед олигарха, которого также звали Никита, основал близ окрестной деревни Бор примитивный паточный заводик, один из полутора десятков ему подобных. Завидная деловая хватка позволила ему обойти конкурентов. Наследникам он оставил крупное производство с миллионным капиталом.
Впрочем, здесь не обошлось без загадок. В 1867 году Никита Понизовкин-старший, будучи уже купцом 1-й гильдии, внезапно пропал – бесследно и безвестно. По рапорту полицейского исправника, 60-ти летний фабрикант якобы отправился в Ярославль на лечение, но затем «местонахождение его сделалось неизвестным».
По одной из версий, долгие годы он оставался тайным последователем мрачной секты раскольников-бегунов. По её канонам, прийти в царствие небесное можно было лишь удалившись из грешного «мира» в вечное странствие. Ходили слухи, что Понизовкина-старшего, одетого в крестьянское платье, видели близ Ярославля в Сапёлках – одном из центров секты «бегунов».
Его внук, наследник крахмало-паточной империи Никита Андреевич Понизовкин-младший (1886-1936), исповедовал иные ценности. Его отличало настойчивое стремление к прогрессу и просвещению, пытливый интерес к книгам. При нем обширная отцовская библиотека увеличилась до 3500 томов. Для сотрудников завода был устроен собственный кинематограф.
Но главным увлечением Никиты в 1900-х гг. стал автомобильный спорт. Немалый резонанс получило его участие в пробеге Ярославль – Москва. Юный олигарх одним из первых пришел к финишу на своем скоростном лимузине «Роллс Ройс», что обеспечило ему достойное место в рядах Московского автомобильного общества. Впоследствии он даже избирался в Совет старшин МАО.
Считается, что именно там Никита познакомился с неотразимой красавицей – азартной поклонницей автогонок Розой Бурсиан. Действительно, есть документы, по которым она, недавняя выпускница Ярославской Мариинской гимназии, числилась среди участников автомобильного общества.
По легенде, страстно влюбленный Никита Понизовкин сделал ей предложение, однако взбалмошная француженка выставила условие: «А построй мне замок, как у королевы на Луаре, тогда подумаю».
И Никита, как водится, по-русски, не считаясь с расходами – «Эх, знай наших»! – построил ей дивный дом с балконом, выходящим на необъятную ширь Волги.
А на живописном панно счастливый супруг изобразил свою возлюбленную в виде египетской богини Изиды с распростертыми крыльями …
Тут можно вспомнить, как Владимир Высоцкий пел:
Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,
Все равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море
Легенда эта не столь уж далека от истины. Правда, по метрическим записям Роза Павловна Бурсиан (1885-1950) была не француженкой, а немкой, дочерью обрусевших переселенцев из Нижней Саксонии. Но строительство замка в 1910 -1912 гг., действительно, было приурочено к их свадьбе. И Роза вполне могла принимать живое участие как в обсуждении замысла, так и во всех этапах его воплощения.
Во многих источниках указывается, что автором примечательного особняка был ярославский архитектор Николай Юрьевич Лермонтов (1867-1949), дальний родственник великого поэта.
Однако, уважаемый историк профессор Н.С. Борисов эту версию не подтверждает. По его мнению, замок является творением неизвестного зодчего. Лермонтов же был лишь исполнителем строительных работ, «техником-десятником» как, собственно, и указано в документах.
Меж тем, в облике особняка угадывается рука мастера незаурядного масштаба, тонко чувствующего эстетику прошлых столетий, виртуозного интерпретатора стиля замков французской Луары.
В 1880-90-х гг. постройками в подобном «романтическом» стиле прославился архитектор Петр Самойлович Бойцов (1849-1918). Созданные им замки в Муромцеве, Барвихе и Успенском действительно, во многом напоминают особняк Понизовкина. Но к началу 1900-х годов талантливый зодчий уже отошел от дел.
Обращает на себя внимание и тот факт, что подрядчиком строительных работ у Понизовкина была известная рыбинская фирма братьев Букетовых. В то же самое время, в 1912 г., в Рыбинске возводилось огромное здание Новой Хлебной биржи. В её облике всецело доминирует историческая стилизация.
И что примечательно, в обоих случаях применялся светлый облицовочный кирпич – материал для Ярославля не совсем типичный. Напомню, что автором Новой Хлебной биржи в Рыбинске является столичный архитектор Александр Васильевич Иванов (1845 - после 1917 г), создатель гостиницы «Националь» в Москве.
И наконец, среди «претендентов» на авторство особняка Понизовкина называют блестящего интерпретатора ретро-стиля Фёдора Осиповича Шехтеля. Взять хотя бы его Ярославский вокзал в Москве! Шехтель также был тесно связан с Ярославским краем - по его проекту строился великолепный дворец Локалова в Великом Селе.
Но пока ни одна из версий не получила документального подтверждения.
О наших героях – Никите Понизовкине и Розе Бурсиан можно добавить, что красивая супружеская пара распалась в 1914 г. - после 6 лет совместной жизни. Как видно, двум личностям, столь ярким и экспрессивным, трудно было ужиться под одной крышей, пусть и роскошной.
Роза оставила Никите сына, а сама с дочкой уехала в Москву, где стала скромной учительницей немецкого языка. Впоследствии она вышла замуж за врача Клинковштейна.
Никита Понизовкин также сочетался вторым браком с Марией Завадской, дочерью близкого соратника Д.И. Менделеева. Но долгого счастья опять же не обрёл. После революции он был выдворен из всех своих ярославских владений и вынужден был перебраться к брату в Москву.
Но и оттуда, как чуждого элемента, его отправили в ссылку в город Томск. В 1936 году Понизовкину удалось возвратиться в столицу. Но его здоровье к тому времени было безнадежно подорвано, и вскоре он умер от туберкулеза.
Роза пришла проводить бывшего мужа в последний путь. И как говорят, в минуты скорбного прощания призналась: «Вот, старое платье надела, в котором мне Никита предложение делал» …
У их сына - Андрея Никитовича Понизовкина (1910 - 1995) ярко проявилась наследные черты родителей. В Советской России он стал испытателем новых гоночных «болидов», победителем ряда всесоюзных чемпионатов по автомобильному спорту. В 1947 году на автомобиле «Звезда-2» им был установлен международный рекорд скорости