Приветствую, друзья! Сегодня мы продолжаем цикл статей, посвященных извечному противостоянию "зеленых" и "красных". В прошлой части была рассмотрена актуальная архитектура, основные различия и сильные стороны каждой компании в аспектах, касающихся "железа". Для тех, кто ее пропустил, ссылка будет в конце. Сейчас тема будет немного более приземленной, и не такой загруженной терминами и массивами чисел.
Но зато более понятной и близкой для рядового пользователя. И говорю я, само собой, про используемые технологии. Количество видеопамяти, ее частоты, параметры графического ядра, плотность транзисторов - все это безусловно определяет мощность видеокарты. Но не только это. Такие вещи, как оптимизация, сопровождение, вспомогательный цифровой функционал, поддержка - тоже очень важны. Давайте я вам это докажу.
Построим статью по принципу лобового столкновения. Будем планомерно брать по одному направлению за раз, и сравнивать решения каждого производителя. Так же, как и в прошлый раз, я обещаю вам, что не буду увиливать от итоговых выводов, и мы честно определим победителя. Но довольно долгих предисловий, пора начинать наш "баттл". У обоих участников так много всяких "приблуд", что трудно понять с чего начать.
В итоге, я решил стартануть с самых азов - возможность подключения нескольких мониторов. У AMD есть специализированная технология EyeFinity, отвечающая за оптимизацию изображения при использовании нескольких мониторов (в основном в играх). Заявленное фирмой количество одновременно подключенных дисплеев, с корректной поддержкой данной программы, равняется шести (в любой плоскости).
То есть, вы можете расположить шесть мониторов в вертикальной ориентации подряд. Или в горизонтальной - по три в ряд, друг над другом. Для меня немного странно, что AMD так крепко держится за цифру 6, в данном случае. Тем более, что теоретически вполне можно подключить и больше дисплеев. С другой стороны, вряд ли кому-то столько вообще нужно. Но у Nvidia, например, таких ограничений нет.
У них нет какого-то специализированного аналога, но зато прямо в панели управления есть все необходимые инструменты для настройки любой конфигурации мониторов. Не так давно появился Nvidia RTX Desktop Manager. Строго говоря, это не совсем то же самое, поскольку в данном случае речь идет скорее о манипуляциях с рабочим пространством, чем с игровой оптимизацией. Но с этим итак справляется GeForce Experience.
В любом случае, в данном вопросе я отдаю победу Nvidia, поскольку у них нет официального ограничения на количество дисплеев, а утилита для оптимизации картинки уже вшита в основное ПО. Счет 1:0 в пользу "зеленых", продолжаем. Раз уж мы заговорили про подключение нескольких дисплеев, то логично обсудить возможность установки нескольких видеокарт в "системник". У AMD это называется Crossfire.
Принцип предельно прост - вы вставляете от двух до четырех одинаковых видеокарт в свой компьютер, и они работают параллельно для увеличения производительности. Самое обидное заключается в том, что прирост отнюдь не стопроцентный. То есть, две видеокарты не дадут двукратный прирост FPS и не ускорят загрузку в два раза. Фактически, эффективность второй карточки составит около 70-80% (это еще в самом лучшем случае).
Дальше - хуже: при подключении третьей - эффективность упадет до 50%; а при четвертой - до 30%. Зачем тогда это вообще нужно? - спросите вы. Честно сказать, я и сам не знаю, но истинных энтузиастов ничто не может остановить в погоне за лишними кадрами и миллисекундами. У Nvidia дела обстоят точно так же. По заявлениям компаний, они используют совершенно разные алгоритмы, но результат удручающе одинаков.
Разве что название у Nvidia меняется на SLI. Но нам ведь от этого не жарко и не холодно. По данному пункту признаем ничью, поскольку зацепиться за какие бы то ни было преимущества практически невозможно. Далее перейдем к непосредственной обработке изображения. У Nvidia есть целый набор передовых технологий для улучшения графической составляющей видеоигр, который пафосно называется ShadowWorks.
В него входят PhysX, HBAO+, PCSS и TXAA. Давайте остановимся на каждом пункте подробнее. PhysX – это технология для моделирования более реалистичного поведения виртуальных объектов. Она также увеличивает производительность при обработке физики игры. Один из основных компонентов PhysX называется Turbulence. Он отвечает за погодные условия в играх, основанные на поведении мелких частиц.
К примеру, он может реалистично моделировать туман, снег, песочную бурю, вьюгу и т.д. HBAO+ (Horizon-Based Ambient Occlusion Plus) – продвинутая технология локального затенения, имитирующая рассеянное освещение объектов, которое зависит от источника света и геометрии объекта. HBAO+ определяет источник света и рассчитывает, как должна падать тень от объекта, в зависимости от его геометрического устройства.
PCSS (Percentage-Closer Soft Shadows) отвечает за качество размытия теней. Благодаря PCSS, тень объекта, которая расположена вдалеке имеет более размытые края, а та, что ближе – более четкие. TXAA (Fast Approximate Anti-Aliasing) – технология сглаживания, которая смягчает или удаляет неровные края у изображений, обеспечивая графику в играх на уровне профессиональных спецэффектов в современных фильмах.
TXAA устраняет не только неровные линии на границах внутриигровых объектов, но также сокращает эффект "дрожания", делая картинку в разы четче и обеспечивая более плавное изображение. Стоит отметить, что технология TXAA встраивается во все основные игровые "движки". Но если вы думаете, что на этом список утилит заканчивается, то вы сильно ошибаетесь. Переходим к еще одному эпичному пакету - GameWorks.
В него входят VXGI, FaceWorks, FrameWorks, WaveWorks, HairWorks. Давайте снова чуть подробнее. VXGI (Voxel Global Illumination) – это технология, которая обеспечивает игровые объекты реалистичным освещением, затенением и отражением. VXGI использует воксельную сетку для захвата информации об освещении объекта, а также новые программные алгоритмы и аппаратное ускорение для реалистичности.
С помощью сложнейших вычислений графический адаптер правильно определяет освещение объекта из любой точки, при любых условиях, делая графику в игре намного более правдоподобной. FaceWorks – это технология предназначенная для реалистичного отображения мимики, позволяющая получать графику, которая генерирует текстуры и шейдеры кожи лица, глаз, и даже расположения кровеносных сосудов на лице.
FrameWorks – технология, которая отвечает за реалистичное поведение огня, который должен обрабатываться не как набор анимированных текстурных блоков, а как полноценный трехмерный объект. В этом деле также должна быть задействована технология PhysX, которая поможет обрабатывать дым и огонь согласно законам физики. WaveWorks – технология аналогичная FrameWorks, но применимая к водной глади.
Благодаря технологии WaveWorks, волны, создаваемые ветром в игре должны вести себя более правдоподобно. HairWorks – технология, которая использует тесселяцию DirectX и PhysX для создания более динамичных и реалистичных волосяных покровов на игровых объектах. HairWorks добавляет ко всем статичным волосам людей и животных дополнительные «волоски», которые реагируют на движения объекта.
Волосы, обработанные с помощью технологии HairWorks, обеспечивают динамическое и реалистичное поведение, а также намного натуральней взаимодействуют с освещением и тенями в игре. Что же насчет AMD? К сожалению, лагерь "красных" на данный момент не может предложить столь обширную и разнообразную библиотеку графических технологий. Все перечисленные выше программные продукты разработаны Nvidia.
При этом, приверженцам "красного" лагеря не стоит впадать в панику, поскольку видеокарты Radeon поддерживают данные технологии. Стоит оговориться, что оптимизация "красных" видеокарт, по естественным причинам, уступает "зеленым" в данных пунктах. Балл заслуженно переходит к Nvidia. Многим рядовым пользователям перечисленные цифровые решения могут показаться излишними и даже бесполезными.
Но, поверьте мне, это не так. Именно такие вещи привели нас с вами от "квадратных человечков" к тому, что мы видим сейчас в современных играх. Это эволюция, и с этим фактом не поспорить. Вы можете просто сидеть, играть и наслаждаться процессом, не думая о том, как работают законы виртуального мира. Почему трава колышется, почему ваш герой такой красивый, почему огонь и вода завораживают также, как и в жизни.
Но за всем этим кроется колоссальный труд инженеров, программистов, геймдизайнеров и прочих работников цифровой сферы. В любом случае, общий счет на сегодня 2:0 в пользу "зеленых" (с учетом ничьей). Тема технологий еще не исчерпана и будет продолжена в нашем следующем материале. Если у вас есть какие-то замечания, вопросы и пожелания, то милости просим в комментарии. Оставайтесь с нами, будет интересно.
P.S. Многие демонстрационные ролики уже немного устарели и не дают полного впечатления о том, насколько далеко продвинулись современные графические технологии. Особенно это касается тех моментов, которые были внедрены после полноценного освоения трассировки лучей. Да, именно эта технология позволила сделать самый гигантский шаг за всю историю игростроения, и именно о ней мы поговорим в следующий раз.
P.P.S. У AMD все же есть один единственный аналог перечисленных технологий Nvidia. И это TressFX Hair. Это программный продукт полностью идентичный HairWorks. "Красные" уверяют, что используют совершенно другие алгоритмы, но результат, как говорится, налицо. Но если рассуждать серьезно, то ситуация при которой разные цифровые коды дают похожие результаты - абсолютно естественна и правдоподобна.
Дорогие друзья! Моя любимая жена не так давно начала вести свой собственный канал здесь на Дзене. Называется он Terra RedWolf и в основном посвящен ее рукоделию. Какие-то из ее работ я уже выкладывал в своем блоге. Зайдите к ней на огонек. Вам не трудно, а ей будет очень приятно. Заранее спасибо!
А если вы любите хорошую авторскую литературу (особенно в жанрах фэнтези и мистика), то я бы хотел порекомендовать вам почитать рассказы и роман моих близких друзей Ирины Захаровой и Екатерины Балашовой.
https://author.today/work/149935
Спасибо за внимание!
Nvidia против AMD в 2022 году. В чем разница? Что лучше? (часть 1 - архитектура).
История о том, как я купил Palit GeForce RTX 3080 Ti GamingPro в ДНС по рекомендованной цене. Без шуток. Распаковка прилагается.
Лучшие игровые и профессиональные ноутбуки на процессорах серии Intel Core i9 10000.
Лучшие игровые и профессиональные ноутбуки на процессорах серии AMD Ryzen 9 5000.
Можно ли купить нормальную видеокарту в 2022 году за разумные деньги? Проверяем доступность и цены. Часть 2.