Найти в Дзене
EdMarket

Как помочь студенту дойти до конца онлайн-курса?

Оглавление

О системе мотивации в онлайн-обучении.

Автор: Елена Махова, старший продюсер-методист EdMarket

Обучение студента можно представить в виде пути из точки «А» в точку «Б»: из точки, в которой он находится сейчас, к точке, где он освоил нужные навыки, получил знания и достиг поставленных целей. И этот путь редко бывает вот таким.

-2

Чаще всего он вот такой.

-3

Другими словами, там, где методист видит прямой путь от старта до результата, студент видит полосу препятствий. Чаще всего она состоит:

  • из растерянности в начале пути: «непонятно, что делать и куда бежать»
  • из спада мотивации в первой трети курса, когда воодушевление идет на спад и оказывается, что учиться трудно, домашние задания требуют времени, а повседневные дела никто не отменял
  • из преодоления и понимания, что ответственность за результаты лежит на нем, а не на организаторе обучения.

И когда мы проектируем онлайн-курс, наша задача — предусмотреть все сложные моменты, с которыми столкнется студент. И продумать, как мы будем поддерживать его мотивацию на каждом из этапов обучения.

В этой статье я расскажу о модели мотивации SSDL и о том, как с ее помощью помочь студентам дойти до финала онлайн-курса.

Модель мотивации SSDL рассматривает 4 стадии мотивации, на которых оказывается студент во время обучения:

  • зависимый
  • заинтересованный
  • вовлеченный
  • самонаправленный.

Давайте подробнее рассмотрим, что происходит на каждом этапе.

Стадия 1. Зависимый

-4

На этой стадии студент еще ничего не знает об обучении. Если студент выбирал обучение сам, его мотивация в этой точке высокая: он предвкушает начало курса и ждет, что ему будет интересно и полезно. Одновременно с этим:

  • он не знает, какие препятствия ему предстоит пройти
  • может находиться в эйфории и не осознавать, что обучение — это ответственный процесс, который потребует от него вложения времени и сил
  • возможно, студент еще не сформулировал личную цель, которую он хочет достичь во время обучения.

В этой точке задача методиста поддержать мотивацию студента и дать ему максимум информации о том, как устроено обучение.

Вот что для этого можно сделать:

1) Провести вводный вебинар, на котором вы расскажете:

  • сколько длится обучение
  • из каких модулей состоит курс и почему их стоит проходить именно в этом порядке
  • как устроена образовательная среда
  • по каким дням проходят занятия
  • сколько времени потребуется на выполнение домашних заданий и какую обратную связь студент на них получит
  • куда писать в случае технических проблем, а куда — если есть вопросы по контенту
  • где лежат материалы курса.

2) Предложить карту курса, к которой вы будете периодически возвращаться во время обучения, чтобы оценить, какой путь уже проделан и что еще нужно сделать.

3) Помочь сформулировать личную цель. Это может стать одним из первых заданий на курсе. Или же можно предложить студентам рабочую тетрадь с упражнениями и вопросами для саморефлексии.

Здесь важно помочь осознать ценность обучения и найти ответ на вопрос: «Почему мне важно пройти этот онлайн-курс?»

4) Научить учиться онлайн. Например, в курсах EdMarket есть дополнительное занятие, где мы рассказываем, как организовать себя, чтобы пройти онлайн-курс до конца, а не сдаться на полдороги.

5) Провести установочную встречу, где слушатели поделятся ожиданиями от курса, познакомятся друг с другом и с организаторами обучения.

Стадия 2. Заинтересованный

-5

На этом этапе студент начал заниматься: слушать лекции, выполнять задания, читать дополнительные материалы.

В этот момент часто возникает когнитивное сопротивление: мозг сопротивляется изменениям и пытается переключиться на другие задачи. Происходит это потому, что любое обучение — это изменение, а следовательно стресс. Мозг же всеми правдами и неправдами старается уберечь нас от стресса.

Кроме того, учиться стало сложнее: работу никто не отменял, домашние требуют внимания, вышла новая серия любимого сериала.

Здесь очень важно поддержать мотивацию студента и его заинтересованность в обучении.

Вот что можно сделать:

1) Сформировать учебный контракт. Вы помогаете студенту сформулировать цель обучения, увидеть ценность этой цели. Показываете, что он уже сделал первые шаги, добился прогресса и начатое стоит продолжать.

2) Поддерживать активность в учебном чате. Вы можете:

  • устраивать опросы и призывать делиться инсайтами об обучении
  • писать мотивирующие посты и хвалить тех, кто, например, сдает работы в срок
  • публиковать рейтинги студентов.

Здесь работает принцип социального доказательства. Студент видит, что другие сдают домашки, получают результаты, интересуются обучением. Значит и ему стоит приложить усилия.

3) Организуйте задания, где от студента потребуется проявить ответственность. Например, задания с peer2peer-проверкой, когда студенты проверяют задания друг друга. Такой формат помогает поддержать мотивацию: студент берет на себя обязательства перед другим учеником и не хочет его подвести.

4) Организуйте командную работу. Например, группа студентов может вместе работать над проектом. Такой формат хорошо сработает, если в командах вы четко распределите роли и у каждого из студентов будет своя зона ответственности.

5) Организуйте наставничество. Хорошо работает, например, на курсах иностранных языков.

6) Поддерживающая и быстрая обратная связь. Например, во время обучения в EdMarket студенты получают развернутую обратную связь на каждое домашнее задание. Проверяющие работы эксперты обязательно отмечают, что получилось хорошо, и советуют, что можно улучшить.

Студентам очень важна похвала и понимание, что он находится в безопасной среде, где его успехам радуются и где его поддержат.

Стадия 3. Вовлеченный

-6

На этом этапе мотивация студента выравнивается. Он уже прошел половину или даже чуть больше курса, получил знания и первые навыки.

Задача методиста на этом этапе — помочь взять ответственность за результат на себя. Осознать, что он уже многое знает и может применять знания на практике.

Вот что для этого можно сделать:

  • Предложить воркшопы и мастер-классы. А также другие форматы, где студент сможет потренироваться в безопасных условиях.
  • Не давать готовое решение, а чаще задавать вопрос «Как бы вы поступили в той или иной ситуации?» Поощряйте поисковую активность студентов и их желание найти решение самостоятельно.
  • Предлагать дополнительные материалы и задания со звездочкой. Дайте возможность желающим изучить тему на более глубоком, чем базовый, уровне.

Суть этих заданий в том, что вы показываете, что есть, куда расти.

  • Организовать вебинар по разбору домашних работ, куда студенты смогут прийти со сложными вопросами, на которые не получается найти ответ самостоятельно.

Стадия 4. Самонаправленный

-7

Эта стадия наступает в финале обучения или после него, когда студент сталкивается с «синдромом самозванца». Он заканчивает обучение, он многому научился, но боится, что не сможет применять знания на практике, иногда не осознает, какие навыки и компетенции приобрел.

Наша задача как методистов на этом этапе — помочь перейти из роли «я ученик» в роль «я эксперт и набираю опыт».

Вот что можно сделать:

  • Организовать стажировки, если вы учите профессиям. Их студент может проходить во время и после обучения, чтобы получить первый практический опыт в новой профессии.
  • Организовать карьерные консультации. На них студент вместе с экспертом определит карьерную траекторию и увидит, в каком направлении ему интересно развиваться.
  • Акцентировать внимание на том, что студент получил от обучения. В некоторых сферах хорошо работает сравнение «до» и «после»: например, на онлайн-курсах по ЗОЖ. Или на курсах по фотографии, где студенты могут сделать снимки в начале и в конце и увидеть, как изменилась их техника.
  • Защита дипломного проекта. Например, студенты курса «Методист онлайн-курсов» в EdMarket во время обучения создают свой проект онлайн-курса, а в финале представляют его жюри на онлайн-защите.

Во время подготовки диплома студент переосмысляет знания и навыки, полученные за время обучения. И убеждается, что все было не зря:)

В заключение скажу, что универсальной таблетки в онлайн-обучении не существует. Ищите свои форматы и методы поддержки мотивации, но учитывайте, на какой стадии ваш студент находится сейчас, и опирайтесь на свою целевую аудиторию.

И тогда в финале вы получите довольных студентов и восторженные отзывы. А это всегда приятно.

Хотите примерить профессию методиста онлайн-курсов и зарабатывать от 40 тыс. руб. на старте, работая удаленно? Пройдите тест-драйв курса "Методист онлайн-курсов" и посмотрите 3 видеоурока из курса бесплатно.
Записаться на тест-драйв