Все мы выросли в марксистской парадигме: революция – это смена уклада, смена общественно-политической формации. История революций 19-20 веков это подтверждает. Происходит революция, за ней следует этап потрясения при сломе старого порядка, когда со дна общества поднималось много накипи, шлака, который, впрочем, рассеивался очень быстро.
За сломом следовала модернизация, после которой улучшалась жизнь сразу больших групп людей: массовое образование, новое производство, новые отношения. И, самое главное, начинал работать социальный лифт: то есть люди, которые при старом порядке никогда, ни при каких условиях не могли занять более высокое положение, поднимались вверх. Конечно, революции не всегда побеждали, и тогда торжествовала контр-революция, старые порядки возвращались, но уже не могли выдержать напора сил, разбуженных революцией. Революции, которые были, это были революции-модернизации.
Первой модерн-революцией была Великая французская революция 1789 года. Свергнут старый, казавшийся незыблемым, порядок. Феодальная пирамида, на верхушке которой была аристократия, ниже духовенство, и в самом низу все прочие - третье сословье, на котором держалось общество того времени, монументальная, на первый взгляд, структура, рухнула в одночасье.
Результатом французской революции стало: декларация прав человека, принятие метрической системы мер, которой мы пользуемся по сей день, резкое ускорение научно-технического прогресса (массовое внедрение паровых двигателей, начало строительства железных дорог и т.п.) Но самое главное, это массовое просвещение.
Эти изменения закрепила череда последующих освободительных революций, это и освобождение Латинской Америки, и французская революция 1830 года, и общеевропейская революция 1848 года. Ряд можно продолжить, но резюмирую: результатом всех их были общественные, политические и экономические преобразования.
Даже там, где революции не удались, власти были вынуждены идти на значительные реформы, чтобы не допустить кровопролития и приспособить достижения уже произошедших революций для модернизации экономики, прежде всего, для запуска социальных лифтов - в ограниченных, контролируемых масштабах.
Венцом всех революций модернизации стала Великая Октябрьская социалистическая революция. Достижения вы все знаете: это полное равенство, это сокращение рабочего дня до восьми часов.
Об этом забывают, но основным достижением было образование. По сути инновационная экономика - экономика знаний. Именно тогда была сформирована идея непрерывного обучения. Идеологически это концентрировано выразилось в марксизме.
Но постоянно меняться, расти, учиться новому и развиваться - это работа. Рост - это всегда больно и сложно, это неуютно и непредсказуемо.
В психологии есть такое понятие: развитие в бок. Это, к примеру, когда человек, занимаясь основной работой, начинает развиваться в сторону хобби. Казалось бы отлично, но при этом забывают, что основная цель - самосовершенствование, развитие человека как человека - отходит на второй план.
Вы можете не согласиться, но если хобби не становится основной работой, не выходит на первое место в иерархии целей, то развитие пошло в бок, в материальную плоскость.
Вот тут то и появляется в нашей жизни постмодернизм, который "заявляет", что все направления равны, что можно смешивать всё, что любая инсталляция из любого дерьма - это искусство и "я так вижу/чувствую/хочу/могу/..." - это главное направление развития общества.
В результате мы получаем общество потребителей, удобных, малограмотных, не активных в направлении общественных перемен, но безудержно деятельных во всём том, что касается материальных благ, благ для тела.
Вы скажете, что я забыл про духовные ценности? Отнюдь. В обществе потребителей духовность концентрирована, но не высока, чаще она базируется на одном понятии: позитив любой ценой. Позитив - дело хорошее, нужное, но он требует свободного времени, времени, свободного от отупляющего труда, от механической, рутинной работы. Только тогда выходит на первый план позитивное мышление, позитивное мировосприятие и развитие творческих способностей.
Если брать совокупно свободное время общества, то всю историю человеческой цивилизации можно рассматривать как непрерывное производство этого свободного времени. То есть времени, не занятого непосредственно добыванием материальных благ.
В пятидесятые годы прошлого столетия в развитых капиталистических странах свободного времени стало столько, что использование его полностью стало проблематичным. Если Маркс считал, что свободное время человека должно быть заполнено саморазвитием, то в капиталистической парадигме мира свободное время стало новым рынком, гигантским, огромнейшим полем для эксплуатации. Причём норма прибыли просто фантастическая.
Не согласны? А загляните в список Форбса. Кто его возглавляет? Джеф Безос - владелец Амазона, компании, которая ничего не производит, а занимается посредничеством, предоставлением услуг для посредничества и доставкой уже произведённого товара.
Билл Гейтс - тоже практически ничего не производит, практически паразитируя на авторских правах на удачно проданном программном обеспечении, которое в основном используется для наполнения того же свободного времени.
Игровая индустрия, индустрия моды, индустрия телекоммуникаций - всё направлено на развитие и стимулирование эксплуатации свободного времени потребителя.
Здесь, каким бы штампом не было, и как бы затасканно не прозвучало, но: "Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма" - самый страшный страх капиталистического общества.
Именно по этому в противовес "Капитал" Карла Маркса и всему творческому марксизму была написана в общем-то гениальная книга "Открытое общество" Карла Поппера.
Основная идея книги: нужно пользоваться тем, что есть здесь и сейчас, не ждать. По сути Поппер на первый план выдвигал безграничную свободу индивидуума но - в рамках государства, фактически отрицая любые общественные изменения.
Теперь же, когда угроза обществу потребителей, угроза миллионным прибылям стала явной, в свете нового общества, формирующегося в России, в Китае, в странах народной демократии и в странах остаточного социализма, призраки снова "забродили" по капиталистическому миру. Так же угрозой капиталу является любая система, где духовные, религиозные ценности не поддерживают потребительство, а вытесняют его на второй, третий, десятый план, выдвигая на первое место законы самопожертвования, самосовершенствования, духовной чистоты и духовного роста. Яркий примеры: Иран, Ливия при Каддафи, Беларусь при Лукашенко, Афганистан с мусульманской справедливостью, взаимопомощью и правдой. Сейчас ещё один "страшный страх" - армия Кадырова.
Именно на фоне формирования другого общества, отличного от общества потребления, стали загораться цветные революции.
(продолжение следует)