Найти в Дзене
ВТБ Страна

Музыка эпохи барокко: главное

Оглавление

В петербургском Музее музыки открылась новая постоянная экспозиция, посвященная музыкальным инструментам эпохи барокко. А мы начинаем серию статей, в которой поговорим о музыкальном барокко и его главных представителях. Для начала разберем главное, что надо знать о барокко в музыке.

Теодор Ромбоутс. «Музыкальная компания с Дионисом», около 1630 года © Public domain
Теодор Ромбоутс. «Музыкальная компания с Дионисом», около 1630 года © Public domain

Барокко в искусстве

Стиль барокко захватил Европу в 17-м веке, зародившись в Италии. Его отличительными чертами стали сложные орнаменты, насыщенные цвета, контрастность, элементы роскоши и торжественности. Барокко оставил свой след во всех видах искусства — от живописи и архитектуры до музыки и танцев.

В изобразительном искусстве первопроходцами стиля стали художники Аннибале Карраччи и Караваджо. Караваджо экспериментировал с резкими контрастами света и тени, вписывал религиозные сцены в повседневную обстановку, используя таверны и улицы.

Активно развивалось барокко и в скульптуре, где фигуры стали демонстрировать энергию и движение. Так, итальянский мастер Джованни Лоренцо Бернини создавал произведения, отличавшиеся высокой динамикой и экспрессивностью.

Барочную архитектуру можно встретить во многих католических церквях. Здесь на первый план вышли движение и плавность экстерьера и интерьера, а также появление сложных куполов и изогнутых стен.

Одним из самых ярких литературных воплощений барокко стал роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Сама суть стиля выражена через личности главных героев — образ приземленного и прагматичного Санчо Пансо резко контрастирует с возвышенным и мечтательным образом Дон Кихота.

Барокко в музыке

Зародившись в Италии, стиль барокко постепенно распространялся по Европе — в Англии, Франции, Германии. Главными композиторами здесь стали итальянцы Клаудио Монтеверди и Антонио Вивальди, немцы Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

Зарождение стиля в Италии. В музыке стиль барокко зародился в конце 16-го века и просуществовал примерно до середины 18-го века. Первая барочная музыка появилась в итальянских городах — Риме и его окрестностях, Флоренции, Венеции. Композиторы, с одной стороны, опирались на наследие ренессансной эры, но в то же время раздвигали ее гармонические и орнаментальные границы.

Венецианский композитор Джованни Габриели развивал полихоральную музыку. В основе — несколько пространственно разделенных хоров с голосами и инструментами, которым требовались более простые гоморитмические аккордовые текстуры.

Во Флоренции появилась группа «Флорентийская камерата», которая стремилась подражать концепции классической греческой драмы. Чтобы сопровождать такой музыкальный формат, сложную структуру эпохи Ренессанса заменили простой аккордовой текстурой, которая не отвлекала от содержания текста. Так появился новый стиль пения — «монодия» — одно из важнейших нововведений эпохи барокко.

Развитие стиля в Европе. Благодаря путешествиям музыкантов и культурным влияниям барочная музыка становилась популярной, и новые композиторы обогащали ее. Многое привнесли английский композитор Генри Пёрселл и французские композиторы Жан-Батист Люлли и Жан-Филипп Рамо, однако наиболее влиятельной оказалась немецкая школа барокко. Георг Филипп Телеман, Михаэль Преториус, Иоганн Пахельбель и, конечно, Иоганн Себастьян Бах были ведущими композиторами расцвета барокко. Еще один важный немецкий композитор — Георг Фридрих Гендель, но почти вся его карьера развивалась в Англии.

Завершение барокко. Конец эпохи барокко в музыке связывают со смертью Баха в 1750-м году. А во второй половине 18-го века и начале 19-го века первенство в музыке занял классицизм. Тогда Моцарт и Гайдн начали создавать новую музыку на фундаменте, который заложили композиторы барокко.

Главные характеристики барочной музыки

В барочной музыке произошел ряд серьезных преобразований, отличающих ее от предыдущих эпох. Эти элементы используют и современные композиторы.

Контраст как драматический элемент. Контраст — это ключевая часть сюжетного построения композиций эпохи барокко. Разница между тонами, сольными партиями и ансамблем, разные инструменты и тембры — все это играет важную роль в барочной музыке.

Внимание к инструментальной музыке. До эпохи барокко большая часть музыки была вокальной музыкой для литургий. Композиторы новой эпохи по-прежнему приветствовали хоралы, кантаты и оперы, но и уделяли много времени инструментальной музыке. Яркие примеры — «Времена года» Вивальди и «Бранденбургские концерты» Баха.

Также композиторы начинают требовательно относиться к инструментовке, часто прописывая, на каком инструменте надо играть определенную часть композиции. Раньше же это выбирали сами исполнители. В эпоху барокко возросла популярность трубы и скрипки.

Украшательство. Как и барочные скульптура и архитектура, музыка этой эпохи стремится к созданию эффектов. Даже простейшие мелодии часто украшают различными дополнениями — трелями, мордентами, форшлагами, группетто.

Генерал-бас (бассо континуо). Генерал-бас стал популярен именно в эпоху барокко. Это упрощенный способ записи гармоний с помощью басового голоса и проставленных под ним цифр, которые обозначают созвучия в верхних голосах. На основе этого исполнитель строит аккомпанемент, часто импровизируя.

Музыкальные жанры, популярные в барокко

В эпоху барокко значительно развивалась как вокальная музыка — оперы, оратории, барокко, так и инструментальная музыка — концерты, сонаты и сюиты. Также для музыки этого времени характерна связь с религиозными темами, а многие композиторы, как, например, Бах, работали при церквях.

В начале 17-го века самым важным музыкальным жанром эпохи стала барочная опера. Благодаря нововведениям Флорентийской камераты стал возможен вокальный стиль, который подходил для полномасштабной музыкальной драмы. В это время расцвел гений Клаудио Монтеверди. Хотя он не был оперным первопроходцем, именно его оперу «Орфей» считают первой великой оперой, и ее до сих пор можно встретить в репертуаре ведущих театров.

Оратория, в отличие от оперы, всегда имеет религиозную тематику. Но сближает эти жанры использование стиля речитатива и арии для декламации текста. Настоящим мастером ораторий стал немецкий композитор Георг Фридрих Гендель.

Среди инструментальной музыки в эпоху барокко большой и интересный путь прошел жанр концерта. Сначала концертом называли просто композицию, в которой объединялись разные инструменты или голоса или все вместе. Позже жанр концерта начал принимать современные формы: работа для какого-либо инструмента-солиста (или группы солистов) и оркестра.

В конце 17-го века наиболее популярен был кончерто гроссо — чередование и противопоставление звучания всего состава исполнителей и солистов. Здесь особенно прославился итальянский композитор Арканджело Корелли. А уже в 18-м веке первенство заняли сольные концерты, где звучание одного инструмента контрастирует с остальным ансамблем. Признанными мастерами жанра были Бах, Вивальди, Гендель.

В следующих статьях мы расскажем о музыкальных инструментах эпохи барокко, а также обсудим композиторов английского и итальянского барокко.

Для справки:

Глубже погрузиться в атмосферу эпохи барокко можно на постоянной экспозиции Музея музыки в Шереметевском дворце «Музыкальные инструменты эпохи барокко». Банк ВТБ стал генеральным партнером проекта в рамках социальной программы «Культурная страна».