Нам постоянно как-то не везло с городскими памятниками.Часто в прошлом они были громоздкими и слишком политизированными. А народ давал им едкие прозвища. Старые времена канули в лету. Изменилось ли что-то? Излучают ли они особую притягательную энергетику, художественную эстетику, представляют лицо города наконец? Давайте посмотрим.
Вот к примеру памятники Пушкину и Гагарину в Перми. Это конечно здорово. Их знает и уважает вся страна, но в в нашем городе они не бывали ни разу. А есть ли свои, местные, кого можно увековечить?
Конечно много местных знаменитостей. Они прославили наш город на Каме и сделали его узнаваемым. Это писатели М. Осоргин, Л. Давыдычев, авиатор и поэт серебряного века Василий Каменский, пролетевший впервые на аэроплане над Пермью.
Есть хоть один: ничего нет, кроме памятной доски Осоргину на одном из зданий. А поэтам? Допустим В.Радкевичу, воспевшему наш город и красавицу Каму. Совсем ничего нет. Хотя есть, совсем малюснькая надпись упоминание на доме союза писателей: здесь работали такие то и такие. А в целом и в общем? Правильно, его не существовало.
Нет скульптуры знаменитому журналисту Назаровскому, нет даже Гайдару, только две небольшие памятные доски на зданиях. Есть еще одна небольшая улица Гайдара в спальном районе на отшибе. А можно было хотя бы бюст поставить на ул. Сибирской, где он ходил и работал и где пришла к нему первая слава.
А памятник С. Дягилеву работы знаменитого Э.Неизвестного (тоже уроженца Урала) вообще как-то странно взяли и втащили краном в зал через крышу школы 11 (фамильный дом семьи Дягилевых). При этом разобрали потолок и установили в актовом зале школы. Это как? Ученики конечно знают его в лицо , это хорошо. А остальные жители города даже не подозревают, что памятник есть.
На улице надо было в скверике наверное перед школой, закрыть стеклянным колпаком или навесом, от осадков спасая и от коррозии. Выглядит скульптура сейчас нелепо. Стоит огромной колонной Дягилев в цилиндре, тут же проходят спортивные занятия в трусах, маршируют под барабан школьники, строясь на линейку и т.п.
Еще не так давно лицезрел новый памятник нашему земляку Георгию Буркову, артисту театра и кино, скульптора С.Залазаева. Находится он в центре города по улице Революции во дворах нового микрорайона.
Петляя между высоток, вышел наконец к скульптуре. И не узнал, на стуле сидит какой-то дядя. Но кто он? Даже близко не похож на артиста. Может скульптор увековечил себя? Подошел поближе, прочитал табличку, нет действительно Бурков, чудеса. Был бы авангард , тогда все ясно, современное искусство, а тут?
Но сейчас вы его не увидите. Бурков находится за железным забором и калитка на замке, так сохраннее.
Гуляя по бульвару Советской Армии мы видим много военных памятников, это логично. Но неожиданно в конце бульвара мне попался странный памятник из двух фигур в средневековой одежде. Он поставлен Петру и Февронье из Мурома. Интересно, где Муром и где Пермь?
Поинтересовался , оказывается это посвящается любви и верности. Но почему здесь, между танком и десантником с ручным пулеметом? Поставьте у городского ЗАГСа , будет актуально.
Ладно, хорошо, мне могут возразить, что город у нас индустриальный, не туристический. Гуманитарная сфера не в приоритете. И будут в чем-то правы, если вспомнить как строили наш Драмтеатр десять лет в прошлом. А сейчас Художественную галерею не могут никак обеспечить собственным зданием много лет.
Давайте посмотрим как увековечены знаменитости основных заводов Перми: Мотовилихинский и Пермские моторы. Музеи есть, что в Мотовилихе, что на Моторном заводе. А с памятниками опять странности.
Знаю только скульптуру изобретателю сварки Славянову на площади Дружбы в Мотовилихе и все. Больше похоже изобретателей не было и лучшие пушки страны появились сами по себе. Хотя может где-то на территории завода есть бюсты и скульптуры инженерам, я не знаю.
А есть ли памятники знаменитым инженерам- конструкторам Соловьеву, Швецову и др в полный рост. Ничего подобного не наблюдается. Хотя есть техникум Швецова и улица Соловьева. И два маленьких бюста недалеко от проходных завода, которые видят только сотрудники и рабочие, идя к проходным.
И самый непонятый и не оцененный народом памятник это Пермские ворота, недалеко от вокзала.
- Дрова, табуретка, безобразие!- писали жители на социальных сайтах.
Произведение современного искусства сделано было модным скульптором Н. Полисским во времена Культурной революции из множества бревен в виде буквы П, символизирующей ворота.
Мне он тоже сначала не нравился. А потом я подумал и решил, что наверное его надо было ставить у Камы на Речном вокзале. Тогда сразу появляется смысл Кама, плоты, бревна, молевой сплав, лесоповалы. Это уже история края, огромное количества леса добывавшегося у нас сплавлялось по реке в другие города страны. Ну а Пермь как ворота на Каме.
Видимо памятник был поставлен неудачно, поэтому часть жителей города возмущалась. Мало оказывается сделать скульптуру, надо ее еще грамотно и удачно поставить, согласовав с понимающими людьми. Думаю и надеюсь, что в будущем такого больше не будет.