В попытке масштабировать бизнес некоторые предприниматели бросаются упаковывать свои модели во франшизы. Но, как говорится в одной предпринимательской мудрости: «Не все то франшиза, что упаковано». Сегодня мы разбираемся с тем, чем недофраншиза может выдать себя, и как отличить пустышку от действительно стоящего предложения.
Описание франшизы
В подавляющем большинстве случаев все предложения, которые встречаются в каталогах франшиз, на сайтах и лендингах, выглядят очень заманчиво. Некоторые даже слишком. Читая описание, обращаем внимание на то, что обещает франчайзер. Огромную прибыль? Срок окупаемости длиной в 1 месяц? Роялти меньше 1%? Вероятнее всего, перед вами пустышка. Главная цель предпринимателя, продающего подобную франшизу, – получить с вас франчайзинговый взнос.
Формула проста: франшиза-пустышка зарабатывает на паушальном взносе, настоящая франшиза – на роялти.
Срок существования франшизы
Масштабирование бизнеса по франчайзингу предполагает работу с проверенной моделью. Выбирая франшизу, проверяйте франчайзера: узнайте, сколько лет бренд на рынке. Обычно жизненный цикл франшизы включает себя время на отработку бизнес-модели. Этот процесс может занимать 2-3 года. Хороши те модели, которые пережили кризисы и доказали свою успешность. А также те бизнесы, которые прошли проверку на локальном рынке.
Можно купить «молодую» франшизу, но риски при этом довольно высоки, ведь отлаживать бизнес-процессы и «набивать шишки» франчайзер, скорее всего, будет именно за ваш счет (в прямом смысле слова). Тем, кто не хочет быть подопытными, рекомендуем приобретать франшизы, открытые, как минимум, до пандемии.
Процесс продажи
Продажа франшизы-пустышки – это мошенничество. И проводиться оно будет, скорее всего, на высоком уровне. Правда, и здесь есть, на что обратить внимание. Первое: смотрим, кто продает франшизу. Франчайзинговый брокер? Сотрудник компании? Франчайзинговый отдел? Вот это уже – хороший сигнал. Если у владельца бренда есть целое подразделение, которое занимается консультированием и продажей, то вы имеете дело не с однодневным бизнесом, а с профессионалами. Франчайзер создает отдел, чтобы сопровождать будущего партнера на всех этапах покупки франшизы, а также после ее приобретения.
Мошенников же обычно отличает явное давление на покупателя. Продавец начинает манипулировать и заставлять подписать контракт прямо сейчас («Сегодня последний день, когда мы продаем франшизу по старой цене, завтра уже будет повышение»), не дает изучить условия договора и проконсультироваться со сторонними юристами («Это коммерческая тайна, мы не высылаем наше соглашение, вы можете изучать его только в нашем офисе»). Не поддавайтесь на такие уловки.
О том, что у франчайзера должно быть оформлено юридическое лицо (зарегистрированное не вчера), иметься расчетный счет, и что нельзя оплачивать паушальный взнос наличными на руки продавцу, мы даже не упоминаем. Это само собой разумеется.
Франчайзинговый пакет
Узнайте, что именно продает франчайзер? У владельца бизнеса должен быть разработанный пакет, включающий в себя подробную документацию: фирменный стиль, маркетинговую стратегию бренда, описание стандартов и регламентов. Практика показывает, что на создание такого пакета уходит много времени и сил, но это оправдывает себя. Подробная документация разгружает франчайзера, давая его партнеру ответы на множество вопросов.
Понятные и прозрачные механизмы контроля деятельности франчайзи помогают сторонам избежать конфликтов и максимально эффективно построить совместную работу.
Уникальное торговое предложение
Хоть эти три слова уже воспринимаются нами как штамп, они все еще актуальны. Нелишне обратить внимание на то, чем франшиза, которую вы присмотрели, уникальна. Что выделяет ее на фоне аналогичных? Грамотный франчайзер сможет дать четкий и убедительный ответ на этот вопрос.
Бизнес по франшизе должен приносить прибыль обеим сторонам: владельцу бренда и его партнеру. На российском рынке есть много хороших проверенных временем франшиз, но встречаются и пустышки, ведь упаковать во франшизу можно все, что угодно. Выбирайте тщательно, доверяйте профессионалам и не реагируйте на манипуляции.