Заслуженная артистка Республики Беларусь, художественный руководитель Национального академического театра Янки Купалы, актриса театра и кино, популярная теле- и радиоведущая Ольга Нефедова – из тех, кто искренне считает Национальный театр душой народа, живет профессией и никогда не изменяет собственным принципам.
– Ольга, Вы только что прожили на сцене непростую жизнь одинокой итальянской женщины – трепетной, сумасбродной, доведенной до отчаяния жизненными обстоятельствами. Спектакль завершился открытым финалом и массой вопросов. Какого финала либо продолжения истории хотелось бы лично Вам? Чем Вам близка Мария?
– Спасибо за вопрос. Я каждый раз задаю его себе, уходя со сцены. Думаю: выстрелила бы моя героиня сегодня в воображаемого мужа или нет? А вдруг бы он пришел с цветами, раскаявшийся, встал на колени и пообещал больше не поднимать на нее руку, уважать, ценить, беречь? Вероятно, она бы ему поверила. Но если бы он вышиб дверь с оскорблениями, – наверное, пришлось бы пальнуть для острастки.
Мы, женщины непредсказуемы. Для меня финал этой истории открыт, я не знаю, что произойдет дальше. Когда мы доходим до предела нашего терпения, то сначала умоляем, просим, плачем, кричим, пытаемся достучаться, чтобы сохранить отношения и принять ситуацию. Однако когда наступает край, когда чаша терпения переполнена, мы способны смести все на своем пути и при необходимости проявить невиданную силу.
С героиней меня и моих многих зрительниц объединяет то обстоятельство, что ради любви мы готовы пожертвовать многим, если не всем. Эту пьесу я нашла лет восемь назад. О чем она? Конечно же, о желании любить и о несовпадении наших ожиданий и реальности. Когда же, чтобы открыть в нашем театре малую сцену, я вспомнила об этой пьесе, мне захотелось сыграть о том, как могут измучить обстоятельства, склоки, поклепы, которые мне пришлось пережить за два последних года. Эти эмоции очень близки героине пьесы. А спектаклем я отвечаю тем, кто настойчиво пытается меня «травить»: «Я была и остаюсь Ольгой Нефедовой – человеком на своем месте».
– Вы производите впечатление сильной женщины. Сколько женщин в Вас живет и как Вы их мирите?
– Во мне, как и в каждой женщине, живет масса женщин. Все они невероятно разные. Я родилась на стыке Водолея и Рыбы. Бываю порой тем, а порой этим. Какую разбудит во мне собеседник, общество, ситуация – такая и явится. Кто меня близко не знает, считает сильной. Я произвожу такое впечатление и действительно бываю сильной, когда отстаиваю правое дело. Но внутри я – эмоциональная и ранимая женщина. Бабушка рассказывала, когда я была маленькой и видела стариков, – всегда плакала, потому что мне было их очень жаль. Я и сейчас не могу сдержать слез, когда обидно и несправедливо.
– Любовь для Вас – это…
– Это то, без чего я себя не представляю, без чего не могу жить и творить. Однако с годами ощущение и понимание любви трансформируется. Это уже не только любовь к мужчине, а нечто всеобъемлющее. Это любовь к жизни, профессии, людям, окружающим меня, тем, кто остался в самые сложные моменты. Дружба – она ведь та же любовь, только более надежная.
– Каким был Ваш путь в актерскую профессию?
– Я мечтала стать медиком. До седьмого класса грезила этой профессией. А потом все изменилось. Моя мама – инженер-химик, глядя на меня, удивлялась, как можно не любить химию. Это один из основных предметов для поступления в мединститут. Но к концу средней школы я придумала, как оправдать ожидания любимой мамы о моем высшем образовании. Можно быть и врачом, и учителем, и еще кем угодно, прожить массу жизней, если стать… актрисой! К слову, медицине крупно повезло, что я не стала медиком. После того, как мне пришлось буквально жить в больницах и бороться за жизнь мамы, я поняла, что не смогла бы быть врачом, потому что не овладела бы навыком не принимать близко к сердцу чужие страдания, чтобы ежедневно спасать людей от их боли. А актеру как раз-таки необходимо принимать чужую боль как свою, если он хочет состояться в профессии.
С годами поняла то, что в актерскую профессию можно идти только в том случае, если без нее ты не представляешь своей жизни. Потому что она насколько прекрасна, настолько и ужасна. Актер всегда зависим от чужого выбора, мнения о тебе продюсера или режиссера, множества других обстоятельств и предпочтений. Но всегда согревает радость встречи со зрителем. И ради этого счастья актеры готовы терпеть многие невзгоды.
– Ольга, а кем Вы себя ощущаете в большей степени: театральной актрисой, актрисой кино, телеведущей, радио ди-джеем?
– Это все – грани моей профессии, я не могу их разделить. Не каждый актер – крутой ди-джей или ведущий, но во мне это все счастливо совмещается. А потому профессиональная колея не узкая, а одновременно по четырем направлениям. Кино – это узнаваемость и неплохой заработок. Но, к сожалению – совсем редко это искусство. Я снялась более чем в ста картинах, но хороших ролей, на мой взгляд, – около десяти. Театр по-прежнему остается живым искусством и прекрасен тем, что дает мощный энергообмен. Актер на сцене отдает свой талант и силы, а зритель – эмоции. Это именно то, ради чего мы выходим на сцену. А потому я всем говорю: если вам плохо – идите в театр, если вам хорошо – идите в театр! Театр подпитывает душу и дает силы жить.
– Большинство людей понимает, что Вы сейчас – как на передовой. Вам приходится делать трудную работу – восстанавливать Национальный театр. Хватает ли сил и мужества, несмотря ни на что, идти дальше? Все ли получается?
– Не все получается. Ноша очень тяжелая. Но дело в том, что обстоятельства сложились так, что нести ее было некому. Когда в августе 2020 года мои коллеги вместе с режиссером ушли из театра, то возник вопрос, кто отважится поднять уроненное знамя. Бросить театр в то сложнейшее время означало предать своего зрителя, отвернуться от него, изменить профессии и, по большому счету, разрушить ту связь между зрителями и актерами, которая создавалась на протяжении века. Вакантное место было предложено профессиональным режиссерам из других театров, но из-за ряда причин (в том числе и из-за страха общественного осуждения) они не взяли на себя эту ответственность. И на вопрос, кто займет лобное место, я себе ответила «Если больше некому, – пойду я».
Возглавлять коллектив тяжело. Я учусь, выстраиваю, экспериментирую. Мне помогает Дух театра, потому что театр – это живая субстанция. Театр строила не я и не мои коллеги, которые добровольно покинули его, возомнив себя центром Вселенной. Никто из нас не вправе его закрывать. Он жил задолго до нас и будет жить после нашего ухода. Все преходяще, а театр вечен, незыблем! Он – душа нации.
– На какой стадии находится формирование труппы? Какая молодежь приходит в коллектив, какие работы уже воссозданы и идут на сцене, а какие готовятся к показу?
– За полтора года мы сделали невозможное – воссоздали три спектакля: «Паўлінка», «Вечар» и «Чорная панна Нясвіжа». Это было делом чести, хотя практически не было труппы, искали актеров, проводили кастинги. Я благодарна всем, кто пришел служить в театр, не побоялся своры из-за угла, которая морально уничтожала нас через социальные сети. Коллектив пополнили несколько талантливых молодых ребят, остальные пока учатся и набирают силы, с ними занимаются педагоги. У них есть главное – желание быть в профессии и нести тот свет, который дан актерам свыше. На сегодня наша главная задача – сохранить неповторимую атмосферу Купаловского, сформировать труппу и достойный репертуар.
Я доверяю молодым не только роли. С нами работает замечательный режиссер Даниил Филипович – молодой, талантливый. Ему всего двадцать семь, за плечами – ГИТИС, в багаже – более тридцати постановок в разных театрах, в том числе и нашем. Он уже поставил спектакли «Жаніцьба» со своим очень своеобразным видением, «Чакана гучна і да болю – блізка» и несколько мини-спектаклей. Сейчас готовим премьеру спектакля «Час жыцця», где играют наши уважаемые «старики» – по пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника «Соло для часов с боем». Когда-то его играли МХАТовские корифеи. И наши играют душевно и тепло, как мне кажется.
– Вы имеете ввиду уникальность купаловских актеров?
– Совершенно верно. Их уникальность – в высочайших общечеловеческих качествах их духа. В театре до сих пор служат любимые зрителями нескольких поколений корифеи Купаловской сцены – гордость и опора нашего театра, его традиций: профессионалы, искренне преданные своему нелегкому труду, люди с большой буквы: Геннадий Овсянников - народный артист СССР и БССР, Мария Захаревич – народная артистка Беларуси, Зинаида Зубкова – народная артистка Беларуси, Тамара Миронова – заслуженная артистка Республики Беларусь. Они – душа театра, золотая часть его богатейшей истории. Низкий поклон этим чудесным, редким артистам за их мудрость, талант, мужество и неоценимую помощь на пути становления нашего нового коллектива. Прорвемся. Уже прорвались. Все сложности решим по мере поступления.
– Что дает Вам силы для жизни и творчества?
– Дубы в лесу, человек, который рядом, мои животные, природа, книги – все это часть моей души. И чтобы она не иссохла и не очерствела, – я переключаюсь, погружаюсь в свой мир, обнимаю деревья, кувыркаюсь с собакой, читаю, рисую цветы …
Люблю путешествовать. Моя стихия – моря и океаны, но около десяти лет я там не была. Три с половиной года вытаскивала маму из лап болезни, потом очень трудно восстанавливалась после ее смерти, а сейчас пока не до полноценного отдыха. Мой внутренний камертон настроен на работу, творчество и победу.
– В неспокойное лето 2020-го Вы открыто высказали свою гражданскую позицию, поддержав Главу государства. Для кого-то Вы стали объектом травли, для многих – настоящим мотиватором…
– Это моя родина, моя страна, несмотря на то, что по национальности я русская. И те качества, которые были заложены в меня родителями, педагогами, советской системой моральных ценностей. Это – честь, совесть, достоинство, долг, любовь, дружба, верность не позволяют мне предавать. Когда у меня попытались отобрать все это, пытаясь ввязать в общую свару, я сказала: «Нет, этого не будет!». Умоляла труппу остаться, говорила: «Не играйте в политику, наше дело – играть про человеческую душу и жизнь! Не разрушайте театр, который создавали не мы!». Однако мои бывшие коллеги меня не услышали, более того – впоследствии переврали ситуацию и делают это до сих пор.
Хотела бы спросить их, о какой такой личной несвободе они твердили и твердят до сих пор? В чем их ущемляли в нашем театре? Мы всегда играли национальный репертуар, играли на родном языке. В выборе тем нас никто не ограничивал. Всегда имели возможность творчески реализовываться, следуя предложениям нашего творческого руководителя…
Не секрет, что актеры – люди крайне эмоциональные и легко возбудимые. Поэтому их легко увлечь на необдуманные поступки и даже самые безрассудные действия, если рядом оказываются опытные и заинтересованные в этом лидеры. Спустя время, возможно, у кого-то стали открываться глаза на смыслы прошлых событий и хотелось бы вернуться к творческой деятельности в стенах родного когда-то театра и поскорее забыть обо всем случившимся, как о страшном сне. А кто-то из-за куска хлеба выбирает показушно ездить по ближайшим заграницам и, прикрывшись высокопарными лозунгами, по сути, торговать Родиной. Понимаю, у всех дети, семьи, надо как-то жить. Но растоптать кормившее когда-то родное театральное гнездо. Предавший однажды, будет вынужден делать это и впредь до тех пор, пока не осознает всей порочности содеянного и не раскается… Это относится не только к актерам, горделиво покинувшим наш коллектив, но и ко всем людям, поддавшимся пропагандистским наветам.
Только сильная власть Главы государства позволила в лихое время сохранить нашу страну и ее суверенитет. Но в мире продолжается жесточайшая пропагандистская война. И для того, чтобы нас, белорусов, никто впредь не смог перессорить, не заставил подменять понятия, называя ложь правдой, а правду ложью, необходимо стремиться понимать друг друга и крепко держаться вместе. Вместе бороться за наше наследие и идеалы, следовать принципам совести и нести светлые духовные истины. В том числе с помощью хорошей литературы и театра.
#новости гродно #интервью #театр #купаловский театр