Найти в Дзене

Подарок самой себе

Вера Антоновна проснулась в прескверном настроении. Всю ночь она ворочалась, пытаясь заснуть, но лишь под утро задремала. Уже в который раз мысли о прожитой жизни мешали ей спать. Через несколько месяцев Вере Антоновне исполнится 70 лет. Такой юбилей — дело нешуточное. Пора подводить какие-то итоги. Вот и мучают Веру Антоновну мысли о том, что она заслужила в жизни намного большего, чем получила.

…Каждому человеку в юности свойственно мечтать о том, как он «выбивается в люди», достигает всех мыслимых и немыслимых высот в избранной профессии, создает благополучную семью и живет в достатке. Но, увы, в жизни далеко не у каждого мечты сбываются. Вот тогда и начинается разлад — у кого с самим собой, а у кого и с окружающими, которые не дали, не поняли... Да мало ли почему бывает, что жизнь не удалась?

Нет, Вера Антоновна совсем не собиралась подводить окончательно итоги, ведь почти половина жизни была у нее еще впереди! Она была в этом уверена — у них в роду все женщины прожили почти до ста лет. Но кое о чём пора призадуматься. Например, о том, чтобы оставшиеся годы не влачить жалкое существование, как большинство пенсионеров, а жить красиво, достойно.

Достойная жизнь ассоциировалась у Веры Антоновны не только с материальными благами, но и с духовными. Концерты, кино, театры….Всё это теперь было ей не по карману.

Ее мало волновало, что давние приятельницы как-то подрабатывают, пашут с зари до зари на своих дачных участках. Вера Антоновна так жить не 'хотела. И не могла. Она была другая. И была достойна лучшего и большего.

Не вставая с постели, Вера Антоновна закрыла глаза, и ее мысли унеслись далеко-далеко, на много лет назад, когда Верочка была шестым, самым младшим ребёнком в семье. Мать была женщиной неграмотной, но от природы мудрой. Она занималась детьми, шила, вязала, готовила, делала по дому всю мужскую работу. Отец работал бухгалтером, на работе его ценили, уважали. Поэтому дорос он до главного бухгалтера в своей конторе, и, когда пришло время, с почётом его проводили на пенсию. В воспитание детей отец не вмешивался, но младшую дочь Верочку любил и баловал больше всех. А девочка рано усвоила, что как бы ни трудно было в семье с деньгами, ей всегда была и обновка, и лучший кусок.

В школе Верочка училась нехотя, но десять классов окончила, и даже поступила в педагогический техникум. К тому времени она стала девушкой красивой и острой на язычок. От поклонников отбою не было, но она выбрала офицера — в то время это было большой удачей! Техникум Верочка окончила, но за учительским столом где-нибудь в захудалой сельской школе себя не представляла. Учиться она больше не хотела, а, выйдя замуж за офицера, придумала легенду о том, что, окончив университет с отличием, посвятила жизнь мужу, его карьере. Когда появилась у них дочь, Вера Антоновна чуть ли не с пеленок приучала её к самостоятельности. Девочка росла спокойной, и у мамы оставалось много времени, чтобы заниматься собой, своими нарядами и ни один праздничный вечер в клубе не обходился без участия Веры Антоновны — тогда еще просто Верочки. В каждом очередном военном городке, куда мужа направляли служить, Верочка была королевой. Она была необыкновенно красива, остроумна. Ей завидовали, её побаивались. Вот это было время! Казалось, так будет всегда, и молодость продлится вечно. Вера Антоновна всегда выглядела намного моложе своих лет, да и сейчас ей никто не давал её годы!

Муж так и не сделал блестящей карьеры, о которой так сладостно мечталось когда-то. Но зато она поездила с ним по стране, и однажды даже за границей удалось ей побывать. Вот эту красивую жизнь Вера Антоновна вспоминала с упоением. Как жаль, что эта сказка продолжалась всего пять лет!

Правда, характер у мужа Веры Антоновны был не сахар. Жизнь не баловала его. И армия стала для него на долгие годы родным домом. Поэтому неудивительно, что он был суров и характер имел бескомпромиссный. На все имел свое мнение. Жить с ним было нелегко, но со временем Вера Антоновна приспособилась. Со стороны казалось, что слово мужа — закон, но хитрая Вера Антоновна, ни в чем ему не переча, умудрялась всё делать по-своему. Ну а недовольство мужа она научилась игнорировать. Если вдруг возникал конфликт, Вера Антоновна с помощью громкого голоса и не менее убедительных аргументов все расставляла по местам. Муж её не любил скандалов.

Единственная дочь Ирина выросла как-то незаметно. Она никогда не требовала к себе внимания, была скромной, но отнюдь не бесхарактерной. Рано поняла, что нужно как можно быстрее стать независимой от папиного гнева и маминого равнодушия. Папа любил дочь, но он всегда так мечтал о сыне! А маме одного ребенка было вполне достаточно, она и слушать не хотела о втором.

…Шли годы. Ирина окончила школу. Родители уже готовились к переезду в большой город, куда отца перевели по службе. Дочь мечтала учиться в Москве и, поступив в университет, редко наведывалась к родителям.

Окончив университет, Ирина вышла замуж за инженера, и уже много лет с семьей жила в Подмосковье. Она работала в библиотеке, работу свою очень любила. Семья у неё была дружная, подрастали двое сыновей. Жили они скромно, но никогда ни от кого помощи не ждали. Их дом был открыт для друзей. Добрая атмосфера притягивала к ним людей. Здесь всегда можно было получить поддержку и сочувствие.

Отец Ирины вышел в отставку. Несмотря на приличную пенсию и, не обращая внимания на больное сердце, он не мог сидеть дома — сразу устроился на работу. А Вера Антоновна, не работала, но и застать ее дома было почти невозможно. Она по-прежнему любила бывать «на людях». Изредка, по очереди они ездили к дочери в гости. Это был лишний повод отдохнуть друг от друга и проведать внуков. И если Вера Антоновна с большим удовольствием ездила в гости к знакомым, где вспоминали молодость и прежнюю жизнь, то её муж стремился, как можно чаще,— к дочери и любимым внукам. Жаль, что отпуска на работе давали нечасто.

Несколько лет назад муж Веры Антоновны, отец Ирины, умер. Внезапно остановилось сердце. А ведь этот крепкий моложавый мужчина был младше Веры Антоновны! Это явилось настоящим шоком для дочери, жены, да и всех, кто их знал. Дочь взяла на себя все хлопоты, связанные с похоронами отца. Она утешала мать, наведываясь к ней каждый месяц, оставляя на мужа детей и отпрашиваясь с работы. А когда Вера Антоновна только намекнула о том, что отец достоин, чтобы ему поставили добротный памятник, дочь с мужем продали свой дачный участок и всё сделали, как она просила.

В один из приездов дочери Вера Антоновна расчувствовалась. Она была благодарна Ирине за поддержку. И, видимо, в порыве материнских чувств решила оформить на дочь свою 2-комнатную квартиру. Когда это было сделано, Вера Антоновна почувствовала некий дискомфорт в своей душе, но отступать было уже поздно. Внешне ничего не изменилось. Дочь с семьей по-прежнему жила за тысячу километров и ничем не обременяла Веру Антоновну — ни просьбами, ни частыми посещениями. Она знала, что мама не любит, когда приезжают без приглашения, и лишний раз не надоедала, даже если дети очень просились в гости к бабушке. А Веру Антоновну мало интересовало, как живет семья дочери, как растут внуки, почему дочь часто болеет. Ирина же, как и раньше, дарила матери дорогие подарки, покупала нарядную одежду и обувь. Но в последние годы запросы Веры Антоновны выросли, а доходы заметно уменьшились. Часто она упрекала дочь: «Не умеете вы жить! Посмотрите вокруг. Все покупают дачи, меняют машины, а вы подсуетиться не можете! Что детям своим оставите?»

Вера Антоновна всё чаще задумывалась о краткости человеческой жизни. Ведь её муж умер так внезапно. А она хотела жить долго и обязательно красиво! «Я с детства любила, чтобы меня окружало все красивое: одежда, мебель и даже люди с такой внешностью, чтоб радовало глаз», - вспоминала Вера Антоновна с какой-то гордостью за себя.

Все реже Вера Антоновна появлялась на могиле мужа. Иногда подолгу болела, лежала в больнице, а когда выздоравливала, то с какой-то бешеной, бьющей через край энергией старалась наверстать упущенное время. Была она все так же необыкновенно общительной и обаятельной. У Веры Антоновны была поразительная способность — заводить знакомства с «нужными» людьми. А нужны были ей только богатые и обеспеченные. Она находила их в купе поезда, в санатории, в больнице, в гостях у давних знакомых. И, как ни странно, в наше время, когда сосед не желает знать соседа, когда все отгородились друг от друга железными дверями и высокими заборами, Вера Антоновна всегда находила тех, кого искала!

Попадая в гости, к состоятельным людям, она уже не выпускала их из виду, стараясь, впрочем, не особенно надоедать им лишний раз. В этом у неё было чувство меры. За несколько лет она буквально обросла такими «друзьями», и уже ни дня не проходило без приглашения на обед, на концерт или на выставку. Казалось бы, что еще можно желать? Живи да радуйся. Ан нет. Аппетит, как известно, приходит во время еды. Хотелось большего. И вот тогда, несколько месяцев назад, в голове Веры Антоновны созрел план, как разбогатеть. Был этот план прост и доступен.

Она решила забрать у дочери, подаренную в порыве материнских чувств, квартиру. Ах, сколько раз Вера Антоновна ругала себя за эту слабость! В который уже раз она вела с собой такой разговор: «Зачем Ирине эта квартира? Все равно жить она здесь не собирается. А я поменяю её на однокомнатную, а на доплату буду жить себе припеваючи».

Как только она заикнулась во дворе, что задумала обмен, сколько желающих объявилось! « А те «новые русские» из соседнего дома как обхаживают меня. И на свою шикарную дачу свозили, и на концерт Киркорова. А уж их квартира просто поразила меня! Ну и что, пусть будет одна комната. Зачем мне две? Зато какой там евроремонт! Сказка! Правда, они намекали, что о доплате поговорят позже. Может быть, этот евроремонт и «съел» всю доплату? Ну и ладно. Зато красота какая! Не стыдно и гостей позвать. А у меня давно и простого ремонта не было. Попробуй сейчас его затеять — никаких денег не хватит! А тут без проблем, документы все сами оформят и на «блюдечке» принесут».

Вера Антоновна решила написать дочери письмо, подготовить ее. Когда она заикнулась об этом плане приятельницам, они в один голос стали отговаривать Веру Антоновну. Напомнили о том, как часто обманывают одиноких пенсионеров, отбирают квартиры — и концов не найдешь. Да и мало ли что могут придумать эти «новые русские»? Они даже стали стыдить Веру Антоновну: «Это ж надо, у родной дочери свой подарок забирать! Мы всю жизнь помогаем детям, по копейке с пенсии откладываем, а тут мать дочь обобрать хочет! Вспомни, как твоя Ирина ничего не жалела для тебя. Как куклу одевала и подарки дорогие дарила. А у самой ребятишек двое и достаток невелик!» Вера Антоновна обиделась.

Соседи по площадке узнали обо всём сами. Их реакция была ещё жестче: «Вы дочь свою никогда не любили, а уж о внуках и вовсе забыли». Вера Антоновна пожалела о том, что раньше времени проговорилась, и решила больше никого не посвящать в это дело. последнее, а сама перебиваться с хлеба на квас? Все, хватит! Сколько лет осталось жить — поживу, наконец, для себя».

Всю ночь она писала Ирине письмо. Вспомнила обо всем, что сделала дочери хорошего. Ни о чём не забыла. Даже о том, что в университете выучила да замуж по любви выдала. А затем решительно потребовала, чтобы дочь вернула документы на квартиру. «Долг платежом красен, — напомнила она Ирине, а в конце приписала: — Не захочешь отдать по-хорошему, всем расскажу, что ты воспользовалась моим горем: только мужа похоронила, и уговорила больную старую женщину!».

Утром Вера Антоновна опустила письмо в почтовый ящик и стала ждать ответа. Дни шли, а ответа не было. Терпение Веры Антоновны было на исходе. Не дожидаясь ответа, мать дала дочери телеграмму: «Готовь документы. Выезжаю».

Вера Антоновна не хотела думать о реакции на её решение — дочери, её мужа, всех знакомых и родственников. Будучи уверенной в своей правоте, Вера Антоновна знала, что любой ценой доведет дело до конца.

Вот какие мысли мешали спать этой женщине. И уже в который раз она убеждала себя: «Уж я ли не заслужила достойного подарка к своему, юбилею? Сколько лет, забывая о себе, заботилась о муже, о дочери. Пора и о себе подумать. Ирина никогда не советовалась со мной, когда решала свои проблемы. Как уехала после школы, когда в университете училась, когда замуж выходила…».

Билет куплен заранее. Как всегда, на фирменный поезд. «Где еще можно встретить приличных людей? Ведь только голодранцы ездят на дешевых поездах!», — напомнила себе Вера Антоновна.-«И на этот раз я везу дочери подарки. Никогда не могу приехать налегке. Вечно нагружена, как лошадь. Хорошо ещё, что всегда есть, кому проводить меня, а там дочь наймёт машину, встретит. Гитару и лыжи, что отдали соседи по этажу, везу внукам. Вот уж обрадуются! Они всему рады. Не понимаю Ирину, зачем ей столько детей? Ведь она всегда знала, что помочь некому. Крутятся они с мужем, как те белки в колесе, а достатка как не было, так и нет! Слушала бы меня, жила бы себе припеваючи…».

...Войдя в купе, Вера Антоновна увидела попутчиков. «Очевидно, муж и жена», — решила она. Мужчина и женщина суетились, размещая многочисленные сумки и пакеты. Они явно волновались, но при этом у них были такие счастливые лица, что Вера Антоновна сразу подумала, что они едут куда-то отдыхать. «Наверное, достали хорошие путёвки и радуются, предчувствуя, как отдохнут и развлекутся».

Поезд тронулся. Вера Антоновна посмотрела в окно, помахала рукой тем знакомым, которые доставили её на вокзал и помогли донести вещи. Интеллигентная пара наконец-то разложила свой багаж и с интересом разглядывала попутчицу. Познакомились. И оказалось, что едут они к сыну и внукам в гости. «Ждём- не дождемся, когда увидим детей! Не виделись почти год!» И соседи, перебивая друг друга, рассказывали Вере Антоновне, как они собирали им гостинцы, стараясь угодить каждому. «Чего притворяться, — сказал глава семьи. — Жить мы стали не богато. Оба — пенсионеры. Сами знаете, как живется всем нам сейчас. Раньше могли и в санаторий съездить, и вещи дорогие в кредит купить. Ну, ничего, нам много не надо. Лишь бы здоровье было. Вот к детям выбрались, поможем им, внукам порадуемся. А вы, говорите, к дочери едете? Наверное, ждёт вас, готовится?»

Вера Антоновна не собиралась рассказывать случайным попутчикам, зачем она едет к дочери. Она отделалась ничего не значащими фразами. И, уткнувшись в любовный роман, дала понять, что ей неинтересно слушать о чужих родственниках, а тем более рассказывать о своих.

Друзья, если вы ищите понимание своих близких, хотите лучше понимать своих детей, то смело обращайтесь к Ирине (ссылка активна). Советую от души! Она проводит удивительные консультации, которые буквально меняют жизнь.

БЛАГОДАРЮ ЗА ТО, ЧТО ВЫ ЗАГЛЯНУЛИ НА МОЙ КАНАЛ! Можно на него подписаться! Мне кажется, что ответы людей 50+ были бы еще более интересны…

#психология #творчество #литература #рассказы #советы для жизни #декрет #кулинария #пенсия #журналистика #писатель