У деревенских ребятишек, кроме общеизвестных советских и православных праздников, были ещё и свои, семейные. Праздником был день когда мама или бабушка ставили квашонку и заводили тесто. Дело это для женщин хлопотное. На кануне ставили опару на дрожжах, просевали муку, потом всю ночь вставали, то подбивали квашонку, то вымешивали тесто, добавляя муку.
Ранним утром, когда тесто подходило, стряпали и выпекали в русской печи различные деликатесы. Всевозможные пироги с различной начинкой, в том числе и сладкие, шаньги, книжики и обязательно курник. В финале выпекали пышные буханки хлеба. Напекали всего много и хранили в кладовке до следующей квашонки.
В этот день ребятишки беспрерывно шныряли из дома на улицу. Набрав выпечку, они угощали соседских детей. По всей улице стоял ни с чем не сравнимый аромат свежевыпеченного домашнего, деревенского хлеба.
Ещё одним праздником был день, когда рубили и квасили капусту. Взрослые очищали вилки, вырезали из них кочерыжки и измельчали сечкой. Дети в этот день наедались кочерыжек, как говорится, до отвала. А к вечеру, повсюду валялись огрызки от них.
Праздником был и день отёла коровы. Телились они обычно ранней весной или в конце зимы, и как правило ночью. В ночь, когда должна была отелиться корова, взрослые дежурили около неё. Родившегося телёночка заносили в избу чтобы он обсох. Находился он в прихожей до тех пор, пока не окрепнет. Когда утром вставали дети, они видели стоявшего на неокрепших, растопыренных дрожащих ножках телёночка. Целый день дети не отходили от него.
Зимой, когда в субботу топили баню, утром очищали снег у лаза и открывали погреб. Из него доставали квашенную капусту, солёные грузди, помидоры, огурцы, свежие морковь и свеклу. Целый день дети лакомились свежей морковкой.
А вечером, после бани, был настоящий пир. На столе стояло большое блюдо отварной ещё горячей картошки, сваренной в мундире и всевозможные соленья. Во главе стола стоял огромный самовар. Чай пили, как говориться, до седьмого пота. Это был тоже праздник для детей.
Праздником для детей был и тот день, когда поздней осенью, в выходной день, всей семьёй лепили пельмени. Замешивали тесто, накручивали на мясорубке огромный таз фарша и начиналось волшебство.
Это была настоящая поточная линия за столом. Кто-то раскатывал длинные валики из теста и разрезал их на маленькие одинаковые кусочки, окуная каждый в муку и прижимая с двух сторон пальцем, кто-то скалкой превращал их в лепёшечки. Остальные лепили.
За столом царило веселье. Работа спорилась, шутили, смеялись, рассказывали забавные истории, пели песни, устраивали соревнования. Готовые пельмени складывали на листы и выносили в сени, на мороз. Когда пельмени замерзали, их ссыпали в пудовки. Пудовка-это такая деревянная кадушка с крышкой, объёмом примерно на пуд веса. Настряпывали пельменей много, по несколько пудовок.
Праздником был, день, когда в клубе демонстрировали кинофильм. В то послевоенное время фильмов было не много, поэтому они часто повторялись. Часто показывали отечественные фильмы: "Чапаев", "Броненосец Потёмкин", "Котовский". И зарубежные: "Фан фан тюльпан", многосерийный "Тарзан".
Билеты на детский сеанс стоили пять копеек, на взрослый двадцать копеек.И там и там показывали одни ите-же фильмы. Когда на детском сеансе показывали любовные сцены, киномеханик закрывал объектив кинопроектора. В это время в зале раздавался пронзительный свист и звуки недовольства. Кинопроектор был один, а старые киноплёнки часто рвались. Пока киномеханик склеивал ленту, в зале стоял настоящий гвалт. Малолетние зрители топали ногами, свистели и кричали:
- Сапожник!!! Сапожник!!!
В начале пятидесятых годов маслозавод начал производить мороженое. Продавали его в киоске, стоящем на территории маслозавода, а окошко выходило в улицу. Стоило оно пять копеек сто грамм.
Если вам нравятся мои публикации, ставьте лайки, пишите свои комментарии и подписывайтесь на мой канал. Задавайте мне любые вопросы и я обязательно отвечу на них.