Месье Ришар почти гусар
В относительно недавнее советское время, о котором теперь пускает слюни каждый второй в интернете, мы тыкались слепыми кутятами по огражденному кем-то загончику, считая своё детство и юность самым счастливым и правильным. Дедушка Ленин с плакатов, дедушка Брежнев из телевизора и одетые по райповской моде взрослые освещали прожекторами прямую дорогу в светлое будущее, где мерилом работы считалась усталость. И лишь книги немножко неправильных зарубежных авторов, чудаковатые европейские фильмы в аляповатых кинотеатрах и редкие вещи оттуда, почему-то всегда качественнее наших со Знаком Качества, нагоняли легкие облачка на лазоревое социалистическое небо. И кудрявый Пьер Ришар в притягательных локациях по-французски был довольно крупной тучкой.
Прошли года и десятилетия. Алису Селезневу и Франсуа Пиньона давно вытеснили Халк с прочими фантастическими тварями, а Пьер Ришар все еще в строю. В 2017 году в 83-летнем возрасте он сыграл дедушку, который освоил интернет, и влюбил в себя молодую вдову. По социальной сети. И даже провернул интригу в реальности, возвратив к активной жизни двух с половиной человек. Конечно, в мире искусства нередки случаи, когда юных Джульетт играют пожилые матроны, ибо сценарии пишутся, большей частью, с молодыми персонажами. Но здесь иной случай. Авторы даже понизили возраст активного дедушки на десяток лет, ибо и число 75 звучит увесисто. Но в данном случае, можно было ставить и 60, именно на столько выглядел элегантный в своей старости Ришар. Веришь, что он вполне мог научится бродить по миру виртуальности и организовывать романтические встречи.
Конечно, эксцентрики и прочей активности здесь было куда меньше, чем во французских комедиях 80-тых. И это правильно, центровая фигура здесь – месье Стайн, и именно он задает темп. Кстати, локализированное название фильма «Мистер Штайн идет онлайн», вопреки своей задаче, лично для меня является отторгающим фактором для просмотра. Примитивная смысловая рифма навевает на дурацкое развитие сюжета в духе американских сортирных комедий, да и «мистер» так же сочетается с Ришаром, как Сколково имени Чубайса с космонавтикой высот Юрия Гагарина. Месье он, локализаторы. Не мистер, не сэр и не товарищ.
Жанр «Мистера Штайна» обозначен безапелляционно – комедия. Спорно, конечно. Нет, были и комедийные моменты – например, в соседней комнате молодая массажистка пытается обуздать приступ артрита, что сидящие рядом родственники принимают за коитус. При желании, можно засчитать за комедию саму ситуацию одного профиля для двоих (оригинальное название). Но ведь теперь нас приучили совсем к другим комедиям – с шуточками за 300, пуканьем и закадровым смехом. А ранее были гэги и общая недотепистость, чем, в принципе, и прославился Пьер Ришар. Но здесь совсем другой фильм. Про стариковское одиночество, слегка закамуфлированное онлайн-приключениями. А ведь физическая немощь не обязательно соседствует с умственной (хотя зачастую бывает и это).
Пожилые люди опытнее и мудрее молодежи. Они многое знают, набили шишки и рады бы поделиться знаниями и умениями. Месье Стайн куда разумнее остальных четырех персонажей картины, хотя и те не дураки, а обычные представители своего возраста. Но каждый возраст самоуверен. Первоклассники, научившись складывать двузначные числа, точно знают, что вся математика им покорилась. Двадцатилетние считают, что жизни после тридцати не существуют. Все возраста знают, что старикам место в богадельне. И героя Ришара тоже в итоге создатели фильма интеллигентно выбрасывают прочь. Вон тебе другая бабулька, не путайся под ногами. И это грустно, если задуматься. А вы – комедия, комедия.