В июне 1961 г. в журнале "Юность" была опубликована небольшая повесть донского писателя Анатолия Калинина "Цыган". И вот из этой небольшой повести начала создаваться , наверное, самая популярная среди читателей и зрителей мелодраматическая эпопея, растянувшаяся более чем на тридцать лет.
Повесть составила первую часть большого романа с тем же названием, который Анатолий Калинин потом писал с 1961 по 1992 г. Всего роман состоит из 9 частей. При том, что последняя, 9 часть, малоизвестна читателям.
Роман трижды экранизировался - в 1967 г., в 1980-85 г.г., и в 1994 г. При этом он никогда не экранизировался полностью. В 1967 г. была экранизирована первая часть романа. В 1980-1985 г. были экранизированы 1-6 части. А в 1994 г. была вольная экранизация по мотивам первых шести частей.
Но никогда не были экранизированы последние три части. И зрители, которые не читали роман полностью, а только видели сериал с Лучко и Волонтиром, очень бы удивились продолжением судеб казачки Клавдии Пухляковой и цыгана Будулая Романова. А ведь, если сейчас экранизировать роман полностью, то это будет штука посильнее всех мексиканских сериалов и "сантабарбар" вместе взятых, про современный российский кинопром, плагиатящий западные сериалы, речи вообще нет. Содержание романа таково, что при качественном воплощении сериалу будет обеспечен такой же успех, как и первым двум экранизациям. Настолько автор закрутил там интригу в последних трех, не экранизированных частях.
Первым экранизировал "Цыгана" в 1967 г. Евгений Матвеев. Это был его режиссерский дебют. Вначале он предложил снять фильм киностудии "Ленфильм". Но там ему ответили :"Нам еще цыганщины не хватало! Достаточно того, что они пляшут и поют на эстраде, а тут целый фильм посвящать этому…" А вот на киностудии им. А.Довженко согласие на съемки "Цыгана" дали.
Матвеев был не только режиссером фильма, но и исполнителем главной роли цыгана Будулая. Цыган из него получился шикарный. Да и по другому быть не могла. Темперамент, колоритнейшая фактура Матвеева, который только, что снялся вместе с Вией Артмане в любимой народной мелодраме "Родная кровь", и стал любимцем большинства женщин страны, этому очень способствовали.
Красивый, сильный, умный, благородный. Всем вышел - и лицом, и статью, и темпераментом. И вот это почему-то и не понравилось автору повести. Не таким он представлял себе Будулая. Менее красивым и более скромным. Вот следующий исполнитель роли Будулая - румын, актер так сам себя называл, Михай Волонтир ему больше приглянулся своим маленьким росточком и тихим, скромным нравом.
Матвеев неделями жил в цыганских таборах, кочевавших тогда по Украине. Учился танцевать, как настоящий таборный цыган, так как цыгане на эстраде это совсем не то, что таборные цыгане. Самым ударным эпизодом фильма является танец Будулая на встрече Нового Года. Матвеев здесь демонстрирует поразительную мощь и экспрессию.
У окружающие так захлестывают эмоции от танца Будулая, что они из-за праздничного стола бросаются тоже плясать. И, в том числе, сын Будулая Ваня. Проснулась в нем цыганская кровь. Закружились в танце два цыгана.
А за всем за этим с напряжением смотрит мать Вани - казачка, резкая и смелая, "сатана в юбке", Клавдия Пухлякова. Единственного, кого боится эта "сатана в юбке", это хуторского кузнеца, цыгана Будулая Романова.
Семнадцать лет назад, в июле 1942 г. , убегая от немцев родила Клавдия в кукурузном поле дочку, а когда стала пробираться домой, то увидела тут же в поле раздавленную немецким танком цыганскую кибитку, погибшую цыганку и живого, новорожденного мальчика. Мальчика Клавдия забрала и объявила на хуторе, что у нее родилась двойня. Но вот появился в ее хуторе цыган Будулай, который и является отцом ее усыновленного Вани. И с тех пор боится Клавдия, что потеряет сына.
На роль Клавдии Матвеев выбрал Людмилу Хитяеву, одну из главных советских звезд кино того времени. С Хитяевой Матвеев несколько лет назад играл в экранизации "Поднятой целины". Матвеев играл Макара Нагульнова, звездная роль, давшая старт его блестящей кинокарьере, а Хитяева жену Макара Лушку. И здесь у них с Матвеевым блестящий дуэт.
А еще следует отметить и Елену Максимову в роли Лущилихи, старую проходимку из бывших кулаков, которая постоянно шантажирует Клавдию тем, что откроет правду, что Ваня не ее родной сын, а усыновленный цыганенок.
В финале фильма Будулай узнает от Лущилихи, что Ваня его сын, передает старой проходимке 10 тыс рублей ( старыми), чтобы она передала их Клавдии, собирается и уезжает навсегда из села. Клавдия прибегает к нему домой, но его уже нет. Правда, неподалеку от села Будулай остановился, увидел свет в окнах своего дома, и закурил. Открытый финал, который дает надежду, что он вернется к Клавдии и сыну.
Фильм вышел на экраны осенью 1967 г. и имел очень большой успех. За первый год его посмотрело почти 38 млн. зрителей. Матвеев успеха своей первой картины стал народным цыганом Советского Союза. Театр «Ромэн» предложил ему возглавить его труппу. При разговоре ему сказали: «Евгений! Ну что ты притворяешься? Пусть у тебя голубые глаза, это ничего, но мы же видим, что ты цыган. Ты и поешь, как цыган…»
В разных городах страны цыгане скупали билеты на целые сеансы, никого не пропуская в зал, чтобы смотреть фильм без посторонних. Зрители требовали продолжения. Ведь Будулай в финале фильма остановился, курит в задумчивости и смотрит в окна своего дома, где свет зажгла Клавдия. И почему бы ему прямо сейчас и не вернуться?
И он вернулся. Но об этом во второй части.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.