Похоже на то, что Сергей Цивилев, разбирая старые бумаги в шкафах своего кабинета, наткнулся там на изрядно потрепанную папку, оставшуюся ещё от прежнего губернатора, с надписью: «Метан из угольных пластов».
Полистав её, он понял, что идея хотя и обветшала от времени, но если её информационно оживить, придать ей словесного лоска, то, может быть, она ещё и сгодится для придания работе по диверсификации экономики региона видимости кипучей деятельности. Как раз вчера Сергей Евгеньевич собрал совещание с руководителями угольных компаний и ООО «Газпром добыча Кузнецк». Как мы предполагаем, открыл он ту самую папку и повторил примерно те же самые аргументы в пользу использования метана, которые на деле так и остались пустыми фантазиями его предшественника. Напомним, прежде их не единожды и в течение многих лет зачитывал Аман Тулеев на разных совещаниях и форумах:
— Решение вопроса по использованию метана для нужд промышленных предприятий и жителей региона имеет стратегическое значение. В недрах Кузнецкого угольного бассейна более 13 трлн кубических метров этого газа, который можно использовать для выработки электроэнергии, тепла, производства топлива для транспорта. И сейчас наша задача — объединить усилия ученых и компаний, добывающих уголь и газ, и разработать технологию, которая будет максимально результативной и с экономической, и с экологической точек зрения. Без этого невозможно эффективное развитие угольной промышленности, которая за собой тянет множество отраслей, в том числе и машиностроение, и транспорт.
Затем Сергей Цивилев привел уже много раз звучавшие примеры про то, что метан использует компания «СУЭК-Кузбасс», что на «Распадской» успешно снижают содержание метана в угольных пластах, а ещё «Кузбассразрезуголь» использует сжиженный метан для своих карьерных самосвалов. Так это, или не так – не будем углубляться, но, согласитесь, что если через много лет вас ориентируют на всё те же примеры, то это как-то настораживает. Поэтому напомним (с некоторым сокращением) зажигательную речь про ту же самую добычу метана, произнесенную Аманом Гумировичем на рабочей встрече с Владимиром Владимировичем аж в 2007 году — через несколько месяцев после взрыва метана на шахте «Ульяновская», где погибло более сотни человек:
— Речь идет о промышленной добыче газа метана из угольных пластов. Всего у нас под ногами – это метановое «море» – 13 триллионов кубов. Мы по Вашему поручению, которое Вы дали Правительству, вместе с «Газпромом» взяли экспериментальную площадку. Эксперимент длился четыре года. Вам я сейчас докладываю: он прошел успешно.
Первого июля приезжали ученые Российской академии наук, целая комиссия. Что мы сделали за четыре с половиной года? Вложили совместно с «Газпромом» 800 миллионов рублей, пробурили четыре скважины, глубина каждой 950 метров. Опять учиться не у кого было – свита пластов очень крутая: то глина, то песок, то вообще пустота, очень тяжелые угольные пласты.
Четыре с половиной года работали наши специалисты – настолько умные люди, они получили 28 патентов мирового уровня за новые изобретения, когда делали эту технологию.
В июле мы наконец получили газ метан, с каждой скважины до семи тысяч кубов в сутки. Они сейчас пока горят как факелы, просто горят – дело теперь в промышленном использовании. То есть эксперимент по добыче газа метана из угольных пластов впервые в Российской Федерации – это новая отрасль получается – прошел успешно. Сейчас необходимо перейти к промышленной добыче газа метана.
Мы посчитали, что если Правительство примет наше предложение («Газпрому», кстати, мы уже передали 80 процентов акций, вывели две американские фирмы, 20 процентов – наши, областные, – мы продадим), то к 2011 году мы сможем получать четыре миллиарда кубов газа у нас, в Кузбассе, а «Газпром» четыре миллиарда кубов газа метана может продавать на экспорт. Это окупаемый проект практически в течение двух лет…
И самое главное тогда получается: я убираю метан, обеспечиваю безопасность шахтерского труда, и плюс новое направление появилось. Действует Киотское соглашение. Получается, мы за счет уменьшения по выбросам по Киотскому соглашению еще можем дополнительно заработать деньги.
Вот так вдохновенно закончил почти 15 лет назад свой сказ президенту Аман Гумирович. А о чём сейчас вел речь Сергей Евгеньевич с участниками совещания? Ба-а! Да всё о том же! Про те же 13 триллионов, про пользу, которые они принесут Кузбассу, про то, что ООО «Газпром добыча Кузнецк» обладает необходимыми ресурсами для производства из шахтного метана сжиженного газа, который может применяться для нужд ЖКХ и в качестве топлива для транспорта. И всего делов-то осталось угольщикам — «изучить этот проект и дать свои предложения относительно его практического применения». Ну а в отдаленной перспективе это позволит решить стратегическую задачу по предварительной дегазации угольных пластов и повышению безопасности шахтерского труда.
В народе про такие, с позволения сказать, новации говорят: «Тех же щей да пожиже влей», «Тот же блин, да на блюде», «Не колом по боку, а боком по колу», «Тот же Савка, на тех же санках», «Тот же квасок, да по другой воде» и т.д. Судя по всему, скоро снова заговорят о водно-угольном топливе, применение которого обсуждали ещё в прошлом веке на уровне обкома КПСС, ну а там и до проекта паровоза братьев Черепановых недалеко. Главное — в шкафах хорошенько покопаться, чтобы не упустить ни одной залежавшейся ценной идеи.
Сергей Борисов