Менеджмент в российской системе здравоохранения находится в стадии естественного реформирования парадигм, стандартов, профессиональных компетенций управленцев. Какие факторы влияют на процесс?
Особенности происходящих изменений
Перераспределение государственных функций приводит к автономности в регионах, поэтому некоторые изменения происходят локально. Часто даже не на уровне субъектов РФ, а в отдельных клиниках. Принципы оказания медицинских услуг могут кардинально отличаться в районах одного города.
Между столичными и региональными медучреждениями сокращается пропасть, в которую попадает качество услуг и сервис.
В то же время ОМС даёт возможность гражданам выбирать, где получать медицинскую помощь независимо от регистрации по месту жительства. Это ставит одни поликлиники в позицию неблагонадёжных, с точки зрения потребителя, на другие нагрузка возрастает в разы. Аналогичная картина на уровне клиник.
Вызовы современности
Глобальная цель здравоохранения – снижение заболеваемости, инвалидности, смертности. Достичь её можно, только изменив модель в целом. «Средняя температура по больнице» не даст объективных показателей. При этом необходимо учитывать интеграцию в систему частной медицины и её полярность с государственной.
Синхронизация этих двух ветвей, делегирование, общие постулаты приведут к знаменателю, где мы увидим:
- повышение качества жизни населения;
- доступность и своевременность медицинской помощи;
- увеличение рентабельности медицинских организаций.
Сторонники архаичной системы придерживаются мнения, что само понятие «рентабельность» убивает идею бесплатного здравоохранения, но при этом игнорируют практические показатели. А они говорят об очевидном положении – организации, привлекающие дополнительные внебюджетные средства, успешнее развиваются.
Однако в погоне за рентабельностью нельзя забывать о профессиональной этике. Зачастую государственные медучреждения заставляют пациентов ждать несколько месяцев бесплатного приёма, в то время как попасть на платное обследование или процедуры можно в день обращения. Пациент может просто не дождаться. Решение этого важного вопроса, тоже часть преобразований в медицине.
Учитывая специфику отрасли, государство должно принять ключевое участие в естественном реформировании.
Современные реалии в любом случае внесут коррективы, но без регулятора они не обретут законодательного фундамента. Значит, нестабильность системы не позволит говорить о приближении к глобальной цели в перспективе.
Эффективное управление – ключ к решению
В сложившихся обстоятельствах именно грамотный менеджмент способен стать движущей силой и гарантией эффективности преобразований. Менеджмент сталкивается с внешними и внутренними факторами, которые определяют вектор развития.
Внешняя среда:
- Завышенные лицензионные требования со стороны государства.
- Высокие требования регулятора к медицинским помещениям на фоне их нехватки и устаревших стандартов технического оснащения.
- Демпинг со стороны государственных медучреждений.
- Завышенные цены на материалы и оборудование от поставщиков.
- Негативное отношение населения к платным услугам и низкий общий уровень доверия к медицине.
Внутренняя среда:
- Недостаточная квалификация управленческих кадров.
- Общий кадровый дефицит врачей и медицинских работников.
- Недофинансирование.
- Отсутствие маркетинга или его неполноценность.
- Низкая осведомлённость населения из-за отсутствия рекламы или продвижения низкого качества.
Модель управления, которую мы наблюдаем, сочетает функции главврача и менеджера. Привычная авторитарность положения главного врача не позволяет усомниться в его управленческих компетенциях. Тем не менее, кадровый анализ говорит, что 50% руководителей, которые замещают две должности, испытывают нехватку знаний в экономических, правовых, маркетинговых, стратегических аспектах.
Возникает вопрос целесообразности таких кадровых решений, т.к. врач уже не может сконцентрироваться на непосредственном предназначении, а вынужден взять на себя функции менеджера. В контексте заботы о коллективе он должен сделать задачи управления приоритетными. Не говоря уже о жизнеобеспечении учреждения в целом.
Другой вопрос – отсутствие внятной программы подготовки и внедрения управленческих кадров в здравоохранении.
Таким образом, вектор развития в целом и преграды, которые существуют, подчёркивают значение профессионального менеджмента в здравоохранении.
Уважаемые читатели, согласны ли вы, что привычная система, при которой во главе клиники стоит главврач, становится неэффективной? Нужно ли разделять функции главврача и топ-менеджера?
Ещё по теме: