Кто должен руководить клиникой – бизнесмен или врач? Медицинское сообщество разделилось в этом вопросе на два лагеря. Со временем противостояние перешло из стадии непримиримости к переговорам. Это прогресс. Рассказываю, какие «за» и «против» в этом вопросе мы обсудили с генеральным директором Support Partners, автором книги по командообразованию «Командос» Константином Борисовым.
Тренды, вызовы и кадровые потребности
Первая проблема, которая остро ощущается в здравоохранении – нехватка людей. В этом секторе появляются большие частные деньги, формируются мегакомпании, которые будут консолидироваться. Государство планомерно двигается в сторону ГЧП.
Больше будет частной медицины, где пациент может спрашивать о качестве, сервисе – это уже бизнес. У людей, которые платят деньги, возникает разумное право знать:
- почему с ними так общаются;
- делают ли те или иные процедуры;
- какие предоставляют условия;
- что дополнительно они могут получить за деньги.
Поэтому первый запрос в отрасли – сервис. Отсюда логично вытекает второй – управление.
За частным бизнесом, как правило, стоит инвестор, который будет требовать стандартов, результатов. Таким образом, мы приходим к регулярному менеджменту.
Отрасль строилась на том, что есть главный врач и «остальные». С точки зрения менеджмента медицина, в сравнении с другими отраслями, не в «первом вагоне». Есть запрос на специалистов с врачебным опытом, которые при этом разбираются в сервисе либо в системе управления. Это – главный вызов.
Разногласия
В профессиональном сообществе подняли вопрос: «Должен ли руководитель клиники иметь медицинское образование?». Представители бизнеса утверждают, что это необязательно. У управленца может быть любое профильное образование, которое необходимо для ведения юридической и финансовой деятельности. А первый заместитель должен обязательно иметь медицинский диплом.
Многие представители сообщества, в особенности государственных клиник, отвергают эту позицию и настаивают, что управленцем должен быть только главный врач, так как никто кроме него не понимает чаяния других врачей. При этом пациент рассматривается часто только в качестве объекта профессионального интереса.
Бизнес продолжает отстаивать мнение, основанное на том, что человек, который возглавляет юрлицо, больше понимает в стратегии и тактике. В этой схеме бизнес-управленцы за разделение функций.
Для условного понимания: главврач – это начальник производства, а управление находится в руках генерального или коммерческого директора, т.к. это уже стратегический менеджмент.
Как найти общее решение
Непримиримость сторон только кажущаяся. Кастовая принадлежность развита в медицинской среде, как, впрочем, и в любой другой профессиональной деятельности.
Главврач не априори плохой управленец, истина в том, что он и не должен им быть. Конечно, грамотные руководители-врачи есть, случаи не единичны, хотя и нечасто встречаются. Но давайте посмотрим на полярную медицине деятельность – искусство.
В театре, как правило, главный режиссёр – это творческий светоч, а директор – хозяйственник, маркетолог. Задача режиссёра – поставить спектакль, управленца – привести в театр зрителя. На плохой спектакль не придут второй раз. И в клинику пациента не заманишь повторно, если однажды он получил там некачественную услугу.
Взаимосвязь становится очевидной – управленец и врач идут не друг против друга, не параллельно, а в тесной связке.
Управление не собирается вмешиваться в лечебный процесс с позиции медицины. Управленец должен понимать потребности пациента. Бизнес-процессы – это маркетинг, продажи, финансы, контроль качества и много других составляющих. Талант врача – спасать жизни.
Управленец должен сконцентрироваться на бизнес-процессе, а главврач на лечении – это точка сборки системы здравоохранения.
Как вы считаете, какими качествами должен обладать управленец в здравоохранении?
Возможно, у вас есть личный опыт. Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии.
Читайте ещё: