Найти тему
Шахтёр

Просидели на лебёдке, прозевали электровоз. Благо, у нас в звене был свой машинист электровоза.

Оглавление

В шахте я работал только на добыче и в проходке. Ну, ещё один месяц был на практике по обслуживанию магистральной ленты на участке КТ, когда ещё только-только пришёл в шахту. Из специальностей у меня ГРП, МПУ, ГРОЗ и проходчик, других шахтёрских «корочек» нет.

90-е годы. Перевёлся к нам в проходку парнишка из участка ШТ с «корочками» машиниста электровоза. Некоторое время работал с ним в одном звене и у нас в заезде отпали проблемы чтобы вагоны переставить, растолкать, порожняк подогнать. Раньше как было? Звонишь и говоришь, что нужен электровоз. Отвечают: «Ждите». Делать нечего – ждёшь. Когда минут 20, а когда можно и полсмены просидеть.

Фото автора. Слева в красной каске – парнишка из ШТ, пригнавший электровоз в заезд. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.
Фото автора. Слева в красной каске – парнишка из ШТ, пригнавший электровоз в заезд. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.

Дали нам наряд доставить в забой две единицы с оборудованием. Вагоны пока на-горах, вниз не опускали. Нам надо проконтролировать, чтобы со спуском «кота за хвост не тянули», из руд.двора пооперативней забрали и пригнали в заезд к уклону, а тут мы уже сами разберёмся что и как.

Переоделись в спецовку, в ламповой получили свет и самоспасатели, пошли смотреть где наши вагоны. На путях стоят наготове, на бортах мелом нарисован номер участка. После спуска-подъёма людей их сразу же загонят в клеть. Перекурили, последней людской клетью поехали вниз.

В заезде оказался мрак и ужас – обе ветки ж/д путей заставлены порожняком и не понятно, почему их не забрали. Нам теперь тут манёврами заниматься и заниматься, чтобы к лебёдке протолкнуть гружёные вагоны.

Время есть, пошли на лебёдку – на ней тихо и спокойно, нет сильной воздушной струи. Сидим, «тормозим», читаем газеты и тут же новости друг другу из прочитанной прессы пересказываем. Попутно ждём, когда пригонят нам вагоны, а заодно надо бы попросить машиниста электровоза порожняк забрать и освободить заезд.

Ждём-пождём, а в заезде – тишина. Уже все новости рассказали, пресса закончилась да и времени прошёл час. За это время вагоны по-любому можно прикатить, но в заезде – тишина. Что-то тут не то. Встали, пошли смотреть.

По-прежнему стоит порожняк. Много порожняка! И самыми крайними к ним... прилобунились наши вагоны! Когда их успели поставить? Как мы не услышали? Стоим, друг на друга поглядываем и плечами пожимаем. В общем, прозевали мы электровоз, порожняк нам теперь вручную катать придётся. У меня и звеньевого настроение вниз упало, парнишка с ШТ не унывает. Говорит нам:

– Подождите, схожу за электровозом.

Звеньевой ему отвечает в расстроенных чувствах:

– «Голосовать» что-ли пойдёшь?

Парнишка с ШТ смеётся:

– По старому знакомству в депо пойду.

Звеньевой ему кивает головой:

– Ну иди, сходи, поздоровкайся...

Парнишка ушёл, а мы продолжаем рассуждать, как нам втроём угораздило ушами прохлопать электровоз.

Минут через 15 приезжает электровоз, за рычагом – наш проходчик с «корочками» машиниста электровоза. Звеньевой шутит:

– Ты где электровоз взял? Угнал что-ли?

Парнишка говорит:

– Нет, не угнал. По знакомству дали покататься.

Быстренько сделали манёвры, протолкнули наши вагоны к лебёдке, зацепили тросом. Прошу парнишку:

– Дай чуточку по заезду немножко на электровозе прокатиться.

Парнишка согласился:

– Ты только быстро не гони.

Встаю к контроллеру:

– Да я на первой-второй скорости. Вперёд 10 метров и назад. Больше мне не надо. Зато потом скажу – я на электровозе катался!

Проехал вперёд, затем назад. За всё время работы в шахте это был единственный и непродолжительный случай, когда я управлял электровозом. Не для того, чтобы сделать какую-то полезную работу, а чисто ради интереса. Одно дело сидеть в пассажирском вагоне, совсем другое дело когда тебе подчиняется многотонная машина.

Моему примеру последовал и звеньевой – он тоже ради интереса прокатился 10 метров вперёд и назад. Затем парнишка прицепил весь порожняк и утащил к руд.двору. Пока наш товарищ катался, я встал за рычаги лебёдки, а звеньевой пошёл по уклону вниз встречать вагоны в нашем заезде.

Аббревиатуры:

• участок КТ – конвейерный транспорт,
• участок
ШТ – шахтный транспорт,
ГРП – горнорабочий подземный,
МПУ – машинист подземных установок,
ГРОЗ – горнорабочий очистного забоя.

P.S.

Парнишка с ШТ – тот самый, с которым я однажды вагоны на эту же самую лебёдку чуть не намотал.

-3