Вы никогда не задумывались, отчего в любой торговой сети любого её магазина на территории Российской Федерации первое, что бросается в глаза на входе в его торговые залы, сразу за турникетами – это простые открытые коробки бананов?
А не задумывались, почему в наших магазинах бананы постоянно попадают под акции с просто невероятными скидками – до 50%?
Третья «непонятка» с этим экзотическим фруктом: как так получается, что в магазинах России бананы в два-три раза дешевле, чем в Европе – даже в валютном пересчёте относительно потребительской корзины?
И наконец, как так получается, что даже в пересчёте на доллары и евро цены на бананы ниже, чем в стране-производителе – Эквадоре. А иногда продаются даже ниже по цене, чем закупочная?
Рассмотрим все эти несообразности и попытаемся понять, как реагировать на цену бананов, когда она просто шокирует своим низким уровнем.
В чём подвох
Случалось вам видеть такое: банан ярко-жёлтый, то есть он цвета, присущему спелому фрукту. А на вкус – нечто подобное корню камыша, только чуть послаще? Нет? И мне нет. А бывают бананы несладкие и не ароматные, в жёлтой кожуре, но с мелкими коричневыми пятнышками, которые, как веснушки, покрывают всю кожицу, от плодоножки до того места, где у зародыша банана ранее был цветок? Тоже нет.
Такой банан, с начавшейся переходить в гелеобразное состояние мякотью, бывает ещё слаще. Правда, строгим критериям товарного вида уже не отвечает, и его или продают по совсем низкой цене, или списывают, утилизируя, или пускают в переработку. Если у магазина есть для этого условия и технологии. Кстати, повидло и варенье из банана невероятно вкусное.
Вот такие бананы, с дефектами на кожуре, строгие ревнители стандартов продаж брать уже точно не будут, ибо в их понимании это некондиция-некондиция! И рассматривать низкую цену на такой товар действительно будут как какой-то подвох или снобистски морщить нос: «Мы можем позволить себе товар только экстра-класса!»
Дешевле не значит лучше?
Низкая цена на товар (а бананы в ряду продаваемых товаров в этом отношении не исключение) часто бывает результатом изначально задранной цены. В этом случае у некоторых срабатывает механизм отказа покупок именно в такой замеченной маркетинговой уловке. Особенно для людей знающих. И в этом смысле банан в соседней условной «Семёрочке», который продавался по точно такой же цене и неделю, и две назад, будет для покупатель более предпочтительным.
Срабатывает простое соображение: лучше товар в этом магазине не стал. Хуже – тоже. Внешний вид у него тот же. Вкус? Ну банан – он и есть банан, наклейка «Эквадор» на каждой крупной грозди служит гарантией, что все они с соседствующих плантаций, а тамошний производитель за качеством поставляемого товара следит.
Кстати, каждые 9 бананов из десяти в России – именно эквадорские, на тамошнем рынки позиции России примерно такие же, как в Коста-Рике у «Юнайтед фрут». Только отношение к фермерам более человеческое.
Маркетинговые уловки
Итак, мы выяснили, что изначальное качество поставляемого из Эквадора или других стран латиноамериканского континента продукта всегда ровное, одинаковое (если, конечно, при доставке из-за ненадлежащих условий транспортировки фрукты не испортятся). Что разброс цен обусловлен лишь системой ценовых скидок, когда магазину важнее оборот, чем максимальная прибыль. Тем более, что банан – фрукт скоропортящийся.
Поэтому неприятие покупателя покупки именно в этом магазине, хотя он и видит, что цена меньше, чем у конкурента, обусловлено только его знанием того, что вот позавчера и вчера бананы в нём стоили процентов на 20-30 дороже. А теперь, когда припёрло, продавец цену скинул – тогда как в условном «Финише» в сотне метров от этого места бананы и вчера, и позавчера стоили вполне вменяемые деньги. То есть сработала элементарная жадность хозяев магазина, а такая проводимая политика всегда отвращает бОльшую часть покупателей.
А то, что бананы в России реально дёшевы, и гораздо ниже по ценам, стоящим на ценниках у наших дальних и ближних соседей, объясняется просто. И в эту простоту входит и цена, равная или меньшая закупочной, и размещение простых, без украшательств и всяких уловок, коробок с этими фруктами прямо у входа в торговые залы.
Магазин маневрирует ценами. И цена товара, который нужно продать как можно быстрее в силу того, что он быстро портится, ниже всякой разумной магазину убытка не принесёт. По простой причине: дешёвый банан на входе служит своеобразной витриной цен в магазине в целом. У покупателя возникает подспудная ассоциация с низкими ценами во всём магазине! А на самом деле на все прочие товары из-за дешевизны бананов у входа торговое предприятие уже сделало наценочку. Пусть совсем крохотную: там рубль, там два, там четыре – но из этого ассортиментного потока вырастает неплохая компенсация на как бы изначально убыточный товар.
Ведь банан в холодной России – символ действительно чего-то экзотического, тропического, солнечного. Да и фрукт это такой, что его поставка идёт бесперебойно, потому что в условиях тропиков жёлто-зелёные гроздья вызревают круглогодично, одно за другим. Обеспечивая их поток сначала на причалы, где ящики с этими гроздьями грузятся на сухогрузы, а потом через море к портам России. А стабильность поставок товара – тоже гарантия его стабильной цены. Даже в условиях кризиса.
Поэтому я не буду покупать бананы по внезапно сниженной цене только в том магазине, где до этого он ещё вчера стоил на треть дороже.
А потому что не жадничай.