В каждом ролике в интернете, в названии которого звучат магические слова про запуск речи («5 лучших упражнений на запуск речи» и т.п.), логопеды и «нелогопеды» вам обязательно расскажут про пользу упражнений, которые помогают научить ребёнка правильно дуть. И покажут. Зачастую неправильно с точки зрения профессионала.
Действительно, может ли ребёнок заговорить, если учить его задувать свечки, дуть в дудочки, сдувать бабочки с цветков, выдувать мыльные пузыри? Некоторые специалисты и родители бездумно копируют то, что предлагают раскрученные в сети блогеры, и не понимают, а могут ли на самом деле эти упражнения научить говорить неговорящего ребёнка.
Давайте разбираться, есть ли польза от этих упражнений! Некоторые специалисты из интернета утверждают, что «речь состоит из артикуляции, голоса и дыхания, поэтому ребёнка надо учить дуть, чтобы он заговорил». Другие предполагают, что если ребёнок молчит, то причина – слабый выдох. Значит, нужно научить ребёнка дуть особым образом. Тогда он заговорит!
Моё мнение (я опираюсь на знание физиологических и психологических закономерностей, определяющих появление и развитие речи у ребёнка на ранних этапах его развития и на свой 30ти летний опыт логопедической работы): для того, чтобы заговорить, ребёнка не нужно учить каким-то особым образом дуть. Чтобы заговорить, ребёнку достаточно просто дышать!
Первые слова ребёнка, как правило, состоят из одинаковых слогов и очень простых звуков: мама, папа, тётя, няня, дай, на и т.д.
Для таких простых звуков не нужны ни особые артикуляционные умения, ни умение дуть особым образом!
Это понадобится ребёнку тогда, когда он станет постарше, научится говорить и начнёт осваивать правильное произнесение самых сложных звуков: С, Ш, Р и др. Вот для правильного произнесения таких сложных звуков логопеды будут вырабатывать направленную воздушную струю. Например, чтобы научиться правильно произносить звук С, нужно будет научиться «пускать ветерок» (воздушную струю) посередине языка. Для звука Р понадобится научиться дуть очень сильно на кончик язычка, чтобы он задрожал.
Чтобы было более наглядно, я привожу пример с изучением иностранного языка. На начальном этапе нам важно начать говорить и использовать свои навыки для общения. Не так важно, как вы произносите английский звук T: как русский звук Т или упираетесь кончиком языка в альвеолы. Затем, по мере совершенствования, мы будем уделять внимание правильной фонетике. Нередки ситуации, когда люди учат-учат иностранный язык, умеют правильно произносить все звуки этого языка, но не могут использовать этот язык даже в простых ситуациях в чужой стране.
Вернёмся к нашим малолетним и любимым «немцам». Я слышала, как одна бабушка так называла своего любимого внука, много и непонятно говорившего. (Помните, как появилось слово «немец»? Какое отношение жители Германии имеют к этому слову? Есть версия, что так когда-то на Руси называли тех, кто не умел говорить и тех, кто не мог говорить по-русски. А так как выходцев из Германии было больше всех, то это название и закрепилось за ними. Хотя есть и другие версии …)
Когда ребёнок только начинает говорить, важно, чтобы он начал ГОВОРИТЬ!!! Хоть что-то! Пытаться повторять за вами. Качество произнесения звуков на начальном этапе не так важно! Но постепенно чёткость и внятность речи ребёнка должны улучшаться. Но для этого взаимодействие взрослого и ребёнка должно быть организовано правильно! Если взрослый говорит с маленьким ребёнком особым образом, используя особый «речевой режим» (буду рассказывать в следующих публикациях о том, что это такое), то качество речи малыша будет постепенно улучшаться.
Тем не менее, игры и упражнения для выработки воздушной струи можно и нужно использовать в занятиях с детьми. Нужно учить ребёнка дуть в дудочку, дуть на пёрышки, выдувать мыльные пузыри и т.д. Для чего?
Скоро я расскажу, какая польза может быть от таких упражнений и как можно привычные игры, постепенно их усложняя, сделать действительно полезными для стимуляции речи у ребёнка.
А пока вы можете посмотреть другие ролики и посты на моем тг-канале: https://t.me/logopedkosinova
Подписывайтесь везде! Будет много интересного.
#логопед #логопедия #логопед-дефектолог #логопед онлайн #логопедический массаж #логопедические упражнения #запуск речи #запускречи #ребенок не говорит #обучение детей