Сначала общее замечание. Когда дается толкование чего-либо, толкователь обращается к уму человека. А если ум человека не готов воспринять толкование? Тогда надежда на доверие, на веру слушающего. Возможно толкование через эмоции, сердечное восприятие, некую аналогию пережитого.
Последнее часто используется в искусстве. Толкование через веру и доверие – в религии. А как дать «умное» толкование?
Иисус Христос прибегал к притчам: в них он показывал некое противоречие, которое ставило ум слушателя в тупик. И тут же давал «откровение» - показывал или открывал выход для ума из такого тупика.
Однако ум очень ревнив и изворотлив. Тупик ума – это его «нищета», явленный факт того, что при всех его накоплениях есть нечто, что превосходит эти богатства на порядки. Апостол Павел сетует по этому поводу, мол много есть что сказать, да не уразумеете. Потому что между откровением духа и умом – пропасть… Возносил молитвы, чтобы хоть пару слов сказать на понятном человеческом языке! И это при том, что апостол Павел был высокообразованным и весьма красноречивым человеком. Куда же подевалось его красноречие? Что случилось с его умом? Ум и образование человека всегда считались богатством. А его ум вдруг обнищал.
Поэтому есть толкования, и толкований много, и каждое – лишь попытка открыть ум к пониманию.
Димитрий Смирнов, протоиерей.
Чувствовать себя нищим духом — это осознавать собственную нищету, иметь смиренное сознание. То есть осознавать невозможность самому встать на христианский путь.
В этом толковании косвенно говорится об человеке, который долгое время был уверен в могуществе и богатстве своего ума (сознания), но однажды тот завел его в жизненный тупик, из которого не видно выхода: пришло осознание нищеты ума.
Но ум ревнив и изворотлив. Ум не обладает тем, что называется «смирением», напротив, ум очень беспокоен и агрессивен. Поэтому начинается поиск того, чей ум более совершенен, в надежде с помощью другого или других людей найти выход, обогатиться от других умов. И вновь надежда на ум, пусть и чужой. И все начинается сначала, пока все вместе, теперь уже «всем миром» не оказываются в очередном, еще более безвыходном тупике.
В этом состоянии ума возможны разные реакции и решения, часто трагические. Самое верное из них – смирение ума, поскольку сознание – это прежде всего ум.
Алексей Осипов, богослов.
Что значит "блаженны нищие духом"? Это когда я себя чувствую нищим в духовном плане. В материальном плане это очень легко определяется: нет денег — значит нищий. А в духовном плане как увидеть себя нищим?
…
Я чувствую себя нищим духом, когда понимаю, что ничего не могу в себе исправить, не могу совладать с собой. Не могу ни объедаться, ни осуждать, ни лгать, ни осуждать, ни пустословить»
…
А мы с вами делаем добро? Даже если что-то и делаем, то внутри тут же возникает мысль: «Я — не такой, как прочие люди»...
Как видим по последней фразе богослова, все опять вращается вокруг ума и его природной ревности, гордыне. «Я — не такой, как прочие…»
В предисловии к статье обращалось внимание на то, как Иисус Христос давал толкования своим ученикам: ставил их ум в тупик, а затем показывал «выход» из тупика, но совсем не по логике ума! Это был «немыслимый» выход! И до сих пор, поэтому, миллионы умов пытаются найти «мыслимый» выход. Но безуспешно, потому что любой «логичный» или «мыслимый» ответ лишь приводит в новый ментальный тупик. А коль очередной ответ не удовлетворил ум, ищутся все новые и новые толкования.
Андрей Десницкий, библеист, профессор
Нищие духом – это те, кто просит у Господа не покушать и не одеться, и не чтобы в жизни всё было хорошо, а — духа.
В отношении Царства Божьего вы должны обнищать, стать голенькими. С пустыми ручками. И полностью зависеть от Бога. Вот их и будет Царствие Небесное. Бога и их.
….
Не все могут быть докторами наук, не все могут быть кандидатами в мастера спорта, не все могут быть капитанами дальнего плавания. А нищими могут быть все. Здесь не нужно ни компетенций, ни опыта, ни достижений и заслуг. Выйди на улицу, в чём есть, с шапкой…
Профессор-библеист А. Десницкий предлагает пойти «методом от противного». Есть такой законный философский метод, один из логических инструментов ума. Станьте нищими, прочувствуйте на себе, каково это – стать беззащитным, голодным и нагим… одиноким. И у вас останется одна надежда – на Господа. И тогда, по мнению профессора, Царство Божие станет вашим, и станете блаженным.
Это что-то напоминает. Вот Иисус говорил своим ученикам, чтобы не брали в дорогу ни вторую пару обуви, ни вторую одежду. Мол, пока Он с ними, ученики ни в чем не будут нуждаться.
Похоже на благодать? Можно сказать, что ученики Иисуса пребывали «нищими в духе»? Умом хочется сказать «да»… уж очень хочется выйти из тупика. Однако есть одно место в Евангелии, которое вновь ставит ум в тупик: молитва Иисуса с тремя учениками на высокой горе.
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Матф. 17,1-4)
Выходит, вот этот момент и есть то самое блаженство в духе! Остается найти «нищету»…
Согласитесь, не одно и тоже «вообразить» блаженство нищеты духом и «блаженствовать» нищим духом.
Alef&Alef
Тупик ума – это тупик человеческого эгоизма, эгоцентризма: «я как центр и мир вокруг меня».
Это выражение - «нищие духом» - тоже из лексикона или языка самих духов, из языка духов. Пример того, как ум вступает в ступор, слыша голос духа, и логика ума тут дает сбой - псалом Давида о «Камне преткновения» (Пс. 117): «Это от Господа и дивно в очах наших». Пример – восклицание Петра на горе во время молитвы Иисуса в духе. Пример – любое откровение свыше, данное человеку.
Человек исполнился духом, а ум перед духом встал в ступор и обесценился. Человек стал богаче прежнего, но в духе. А в миру стал как нищий. Ум вдруг онемел. По-прежнему не может ни сказать, ни мыслить, потому что стал видеть иначе. Что человек может сказать своим умом, имея истину в духе? Нет таких слов. Нет таких понятий. Нет такого ума, чтобы выразить все. А если человек просто пытался проговорить умом, что услышал языком духа, – это не имело никакой ценности для обычного человека, для не исполненного духа. Нищий духом - это вариант высказывания «унижу великое малым», но на языке духа: как бы человек ни возвеличивался своим умом, все это нищета в духе.
В земной жизни ум главенствует, управляет, судит, возвеличивает и унижает. Царствует. А в Царстве Небесном он слуга. Даже там ум много может, его сила даже приумножается, но... остается нищим слугой духу.
Нищие духом – это те, кто обогатился откровением духа, но при этом обнаружил, что его ум оказался хуже «голого короля» из известной сказки – и голым, и нищим королем. Все умственное золото перед духом вдруг обратилось в пыль. Все построения ума оказались выстроенными на песке и не устояли.
Мы часто испытываем блаженство от хорошей музыки, от красивого природного вида, природной гармонии, просто от того, что рядом любимый человек… Просто от того – что рядом… Если человек может испытать наслаждение от прекрасного или просто от того, что рядом любимый человек, он готов за это отдать многое. И не будет считать это чрезмерной платой. И Христос, предвидя многие трудности, в первую очередь, что вскроется нищета собственного ума у того, кто получит дар откровения духа, что дар свыше тоже бывает с тяжелым обременением, утешает: для них померкнет и обесценится мир, который они знали, понимали, которым дорожили, но взамен они познают и обретут мир другой, где царствует дух. Они утратят радость непостоянного земного мира, но обретут непроходящее блаженство царства духа! Вместо временного, поверхностного и непостоянного – всеобщее, глубокое и непоколебимое блаженство.
И вообще, все перечисленные Христом блаженства, – это слова утешения, надежды и даже обещания тем, кто последует за Ним. Тем, кто укротит свой вечно колеблющийся и сомневающийся, ищущий выгоды и изворотливый ум и всецело доверится душе и духу. Пока ум говорит, душу не будет слышно. Но в нищем уме голос души и Глас духа вызывают блаженный трепет каждой клеточки человека.
....
Подписывайтесь на канал, чтобы иметь возможность быть в курсе новых публикаций.
#православие #христианство #эзотерика и самопознание #психология #сознание #нищие духом #блаженство