По подписке Okko можно посмотреть новый блокбастер Роланда Эммериаха «Падение Луны». Голливудский ветеран давно, умело и со вкусом разрушает нашу планету. Рассказываем о лучших фильмах одного из главных крушителей современного кино.
16+
«Падение Луны»
В 2022 году «Падение Луны» выглядит не менее ностальгической лентой, чем «День независимости». Роланд Эммерих любовно конструирует старый-добрый конец света с неуклюжими отсылками к «Космической одиссее» и знакомым героям, которые лишь чуть-чуть изменились в лицах. В команде актеров-спасателей к ветеранам — Патрику Уилсону — присоединились и новобранцы — Холли Берри и Джона Брэдли. Космонавт в отставке, доморощенный конспиролог и сотрудница (а ближе к середине фильма и глава) NASA спасают мир, ведь Луна сошла с орбиты, вода вышла из берегов, а сила притяжения позабыла законы физики.
Катастрофы Эммериха условно можно разделить на три типа: исторические, космические и экологические. С эпическими костюмными полотнами всё более-менее понятно, другие две категории отличаются реакционным поведением: если в «2012» и «Послезавтра» человечество выживает как может и как получится, то в «Дне независимости» и «Падении Луны» есть шанс драматически спасти вселенную — как всегда голыми руками героев поневоле. И благодаря этой пускай банальной, но нерушимой вере, что маленький индивидуум может на что-то повлиять, новая картина Эммериха становится психотерапевтической и даже успокаивающий. Всё на свете можно пережить, главное не ссориться с родными и вовремя подставить твердое плечо.
«Звездные врата»
Кто бы мог подумать, что еще до всех концов света Роланд Эммерих успел снять собственные «Звездные войны»? Параллельная вселенная, египетские пирамиды, теория палеоконтакта, Курт Рассел в форме — если лента прошла мимо, то вам предстоит открыть чуть ли не главную жемчужину в фильмографии постановщика. Несмотря на все переклички со вселенной Джорджа Лукаса (и идейные, и стилистические), при ближайшем рассмотрении оказывается, что в «Звездных вратах» интонаций Стивена Спилберга всё-таки больше. Полотно оборачивается гуманистическим приключением с колониальными грехами белого человека, путешествиями между вселенными и большой и светлой любовью. Проще говоря, кинематограф 90-х во всей красе с отсылками не только к похождениям Индианы Джонса и Люка Скайуокера, но и «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика и «Лоуренсу Аравийскому» Дэвида Лина.
Пусть в фильме присутствует многообразие поп-культурных скреп, кое в чем Эммерих верен себе со старта карьеры в Голливуде — неповторимые открытия предстоит совершить ученому-аутсайдеру доктору Джексону (Джеймс Спэйдер), а полковника О'Нила (Рассел) ожидает подвиг. «Звездные врата» — именно та лента, которую хочется посоветовать всем, кто списал Эммериха в однотипного ремесленника катастроф: где-то там за пылью разрушений прячется обыкновенное фантастическое чудо.
«День независимости»
«День независимости» — один из главных блокбастеров 90-х годов, который во многом определил облик массовой культуры десятилетия. С дистанции длиной почти в 20 лет опус Эммериха выглядит фильмом удалым и ностальгическим: пришельцы грозят Земле, энтузиасты спасают мир, космические корабли встают на рельсы бадди-муви, а Уилл Смит — еще подающий надежды молодой артист, а не инфоповод на никому не нужном «Оскаре».
Именно в «Дне независимости», где Эммерих выступил не только режиссером, но и соавтором сценария, кинематографист точно сфабриковал типажи с которыми пойдет дальше. Гениальный аутсайдер, бесстрашный солдат, раскаявшийся президент и несколько нечистых на руку политиков, которые обманывают граждан, — эти образы в фильмографии постановщика встретятся еще ни раз и не два. С багажом «Дня независимости» режиссер двинется дальше разрушать мир, но именно это эпическое полотно насыщено юношеским задором, бесстрашным экшеном (чего стоит только пес, вылетающий из взорвавшегося тоннеля! Собака, кстати, не пострадала) и детским восторгом от масштаба спасительных приключений.
«Годзилла»
Было бы странно предполагать, что с тягой к гигантомании Роланд Эммерих обойдет вниманием братьев наших больших: гигантских монстров и прочих Кайдзю. Выбор пал на Годзиллу, который отправился топтать улицы и канализационные системы Нью-Йорка. Город, ясное дело, рушится — правда больше от энтузиазма военных, чем от действий огромного ящера-туриста. В момент наивысшего напряжения бравые ученые-идеалисты пытаются найти особенный подход к чешуйчатой угрозе.
Несмотря на то, что «Годзилла» получила «Золотую малину», картина не столь карикатурна и игрушечна, как «Штурм Белого дома» или даже «Падение Луны», которые автор снял много позже. Это в первую очередь кино семейное — Эммерих вновь интонационно созвучен Спилбергу, а его «Годзилла» жанрово, идейно и по количеству хищных зверушек больше напоминает «Парк Юрского периода», чем японских предшественников.
Но стоит признать: лента Эммериха устарела куда сильнее, чем гастроли по заповеднику динозавров. Пробежки Мэттью Бродерика и Жана Рено и без графики местами выглядят довольно потешно, а финал эпика и вовсе напоминает 3D-аттракцион. Не слишком искусный, но все же безобидный.
«Патриот»
Отец семейства, вдовец и гражданин Бенджамин Мартин (Мэл Гибсон) вынужден вступить в войну, от которой открещивался: достаточно было пролито крови еще во время колонизации Америки. Но с каждым выстрелом сохранять нейтралитет становится всё сложнее, особенно когда мишенью британских «красных мундиров» становятся родные сыновья. Размеренно и неспешно Эммерих живописует на экране конституцию США, пока ветеран в исполнении Мэла Гибсона пытается разобраться: можно ли стать патриотом, не замарав руки по локоть в крови? Второй скрипкой в военном ансамбле выступает как всегда поразительно искренний и пугающе органичный Хит Леджер. Роль сына Бенджамина артист отбил у множества претендентов (в том числе у Джейка Джилленхола) и не зря: Гэбриэл стал трамплином для карьеры Хита в большом кино.
Помимо прочих заслуг на поле боя, «Патриот» — самый музыкальный фильм Эммериха. Режиссер не скупится на аккомпанемент во всех картинах — крики терпящих бедствие отлично встраиваются в нотную партитуру — но именно в этой картине оркестр не замолкает практически ни на минуту. Мелодичность вкупе с историей борьбы за независимость Соединенных Штатов позволяет назвать картину не иначе как гимном. Вполне вероятно, что в некоторых американских домах «Патриота» смотрят стоя, прижимая руку к груди.
«Послезавтра»
Если вы какой-то причине еще не знакомы с творчеством Роланда Эммериха, то «Послезавтра» — лучший кандидат на вхождение в разрушающиеся миры. Режиссер разворачивает огромный плакат во весь экран с лозунгами экологических активистов и последовательно демонстрирует, что ждет планету, если игнорировать сигналы матушки-природы. В «Послезавтра» нет никакой волшебной пилюли и спасительной идеи — лишь бытовое выживание, которое, как и всегда у постановщика, очень человечно. Пока Нью-Йорк живописно сковывает снег — а это действительно одни из самых красивых кадров в картинах Эммериха — библиотекари спорят о том, стоит ли жечь Ницше или все-таки лучше отправить в недра камина налоговый кодекс США.
Спасение граждан традиционно будет происходить на разных фронтах (Эммерих уж больно любит параллельное развитие событий): ученый Джек Холл (Деннис Куэйд) с группой инициативных коллег пытается просчитать траектории торнадо и метелей, его (вероятно, бывшая) жена Люси (Села Уорд) оберегает детей в больнице, а их сын Сэм (Джейк Джилленхол) пытается спастись от холода в Национальной библиотеке Большого Яблока.
Помимо заслуг общих, для всех катастроф Эммериха у «Послезавтра» особенно душеспасительная интонация, которую сложно подделать: несмотря на множество «но» и скепсис в адрес «сильных мира сего», режиссер отчаянно верит в человечество в целом и в лучшее в каждом.
«2012»
Что же должно случиться, чтобы разведенные родители наконец помирились?
Именно этим вопросом Роланд Эммерих задается всю карьеру, и чаще всего ответ один и тот же: во время конца света папа должен всех спасти. Эту нелегкую миссию берет на себя Джексон Кертис — писатель в теории, а на практике личный водитель. За два с лишним часа герой (да и актер Джон Кьюсак) последовательно доказывает, что в огне не горит, в воде не тонет и через разлом Сан-Андреас может перешагнуть, если подобные подвиги потребуются ради спасения детей и бывшей жены. Вокруг всё те же знакомые действующие лица — президенты, снимающие полномочия, ученые-энтузиасты и граждане, которые очень хотят жить.
Эммерих подготовился к финалу календаря майя заранее и влился в волну истерии апокалипсиса 2012 года еще в 2009-м. Помимо экологии, обеспокоенность за которую и толкает Эммериха в объятия любимых фильмов-катастроф, в «2012» довольно отчетливо проговорен и социальный дискурс. Когда спасти Землю не получается, как выбирать кому спастись? Никакого утешительного диагноза Эммерих не выносит — деньги правят миром, но при этом режиссер вновь искренне верит в идеалистов и альтруистов, которым точно должно найтись место в будущем после конца света.
«Аноним»
Самым загадочным и необычным параграфом фильмографии Эммериха можно считать «Анонима». Костюмная драма посвящена тайне, которая мучает и филологов и любителей конспирологии, — так называемому шекспировскому вопросу. Он ставит под сомнение личность великого автора.
Режиссер не предлагает собственной версии и снимает по чужому сценарию (что для постановщика совсем нехарактерно). В свою очередь автор истории Джон Орлофф последовательно иллюстрирует так называемую теорию «оксфордцев», которая приписывает «Гамлета», «Сон в летнюю ночь» и прочие пьесы и сонеты Эдуарду де Веру — графу, лорду и великому камергеру. Основные доводы в пользу личности связаны со схожими мотивами биографии и художественными персонажами, однако убеждать вас в истинности гипотезы Эммерих не берется. Режиссер страстно и вкрадчиво живописует печаль великого таланта, так и оставшегося в тени более громкого имени. Трагедия шекспировского гения — красивая и местами излишне дотошная историческая картина, которая стоит особняком: если не знать, то едва ли удастся догадаться, что режиссер не аноним, а Роланд Эммерих.
«Штурм Белого дома»
«Штурм Белого дома» — кино эклектичное, возмутительно нереалистичное и отказывающееся знать меру: в пулях, в шутках, жанровой акробатике или градусе драматизма. Смотреть боевик, не вооружившись изрядной долей иронии и хорошего настроения, практически преступно, но, если отбросить какие бы то ни было ожидания и настроиться на волну задорного экшена, можно получить неподдельное удовольствие.
Очередному отцу (Ченнинг-Татум) надо заслужить прощение ребенка (Джои Кинг) и бывшей жены (Рашель Лефевр): на этот раз охранник сенатора оказался в Белом Доме с дочерью как раз в день «больших» событий. Стоит отдать Эммериху должное: и без помощи отечественных локализаторов режиссер награждает свои картины прямолинейными и говорящими названиями. «Штурм Белого дома» — именно то, что вы можете представить: плохие парни пытаются покорить колыбель американской демократии, хороший спасает первое лицо (Джейми Фокса), дочь Эмили, конституцию США и бороду Авраама Линкольна.
«Мидуэй»
«Мидуэй» — пожалуй, самая невзрачная картина в этом списке. В 2019 году режиссеру прочили скорый уход на пенсию: ветеран блокбастеров взялся за опус о сражении в Тихом океане, которое изменило ход Второй Мировой войны — флот и авиация американцев выступили против японского ВМФ.
«Мидуэй» представляет из себя исторический боевик средней руки: много размашистой бойни на воде и воздухе, чуть-чуть трагедии у солдат в семье, демонизированные японцы с самурайской верностью и вереница фотографий реальных героев армии США в титрах. У парадного эпика нет ни иронии «Белого дома», ни драматического пафоса «Патриота» — лишь умеренная гордость и охристая цветокоррекция в стиле ретро. При этом откровенно неудачной ленту назвать всё же нельзя: Эммерих вновь обращается к многостаночному нарративу и скачет от солдата к солдату, из штаба на фронт, создавая разноплановую картину сражения. Не обошлось и без знакомых лиц: мундиры примерили Вуди Харрельсон, Патрик Уилсон, Люк Эванс, Аарон Экхарт, Деннис Куэйд и другие.