В повседневной жизни нам приходится сталкивать с разными людьми. Иногда это могут быть критикующие и бесцеремонные люди, нарушающие наши границы, но порой даже близкие критикуют нас. Мало кто из людей любит получить нелестные замечания в свой адрес. Однако может случиться так, что критика всё же содержит в себе правду и является конструктивной, несмотря на то, что вы не просили о ней. В связи с этим возникает вопрос: как правильно реагировать на критик?
В предыдущей статье мы с вами рассмотрели неэффективные стили реагирования и теперь переходим к эффективным.
Отвечая эффективно, вы прибегаете к уверенному стилю поведения. Таким образом, вы проясняете непонимание, прекращаете нежелательные нападки, не жертвуя при этом своей самооценкой. Данные методы могут быть полезны в ситуации, где существенно не задеваются ваши интересы, и где вы не готовы тратить много времени на выяснение отношений и участие в конфликте.
📌 Способ № 1. Признание
Если вы чувствуете, что критика уместна и обоснована, воспользуйтесь именно этим видом реакции. Цель признания – прекратить критику и прийти к общему знаменателю. Если кто-то обосновано критикует вас, следуйте этим четырём шагам:
1. Согласитесь с тем, что считаете правдой.
2. Перефразируйте замечание так, чтобы критик услышал его правильно.
3. Если слова критика были для вас полезны и уместны, вы можете его поблагодарить.
4. Объяснитесь, если это нужно.
🚦 Виды признания:
🟢 Частичное: данный метод представляет собой частичное согласие с критиком. Он используется, когда замечания не совсем точны, но в целом правдивы.
Пример:
Критика: Почему ты вечно не выключаешь свет в ванной? Мне надоело это делать за тебя!
Ответ: Да, ты прав, я не выключила свет сегодня. Мне нужно это делать, спасибо за напоминание!
🟠 Возможное согласие или затуманивание
Данный метод хорошо работает в том случае, когда критика не оскорбительна для вас и вы не хотите тратить время на переубеждение другого человека. Вы допускаете, что критик может быть прав, но понимаете, что это маловероятно. Выглядит это следующим образом: «хотя, возможно, ты и прав, я на самом деле так не думаю. Я сохраняю своё мнение и продолжу делать и думать так, как мне того хочется». Вы будто соглашаетесь, частично удовлетворив критика, закрывая тему, но не произнесенное вслух дополнение помогает сохранить самооценку.
Пример:
Критика: Ты мало ешь, тебе нужно питаться более калорийной пищей!
Ответ: Возможно, ты права. ( про себя: но меня всё устраивает и я буду делать то, что хочу)
🔴 Согласие в принципе
Эта техника признает логику критика, но не обязательно одобряет всё сказанное им. Тут используется формат: « если… то»
Пример:
Критика: Тебе не стоит заниматься в спортзале, иначе ты потеряешь много калорий и не сможешь набрать вес.
Ответ: Да, если заниматься в спортзале, можно потерять много калорий.
📌 Способ № 2. Зондирование
Часто критика бывает неясной. Вы не понимает с какой целью человек говорит вам это. Или же в целом потеряли смысл его слов. Используйте данный метод, чтобы прояснить намерение критика. Задайте ему вопросы: «А что конкретно я сделала?», «Что именно ты имеешь в виду?», «Ты можешь привести пример?».
Примеры неправильных вопросов: «Да ну?», «Докажи!», «Что ты такое говоришь?».
Когда вы зондируете критику, полезно попросить человека озвучить, что конкретно он от вас ждёт.
Пример:
Критика: Ты ленивая!
Ответ: Что ты имеешь в веду?
Критика: Ты ничего не делаешь!
Ответ: А что ты хочешь, чтобы я делала?
Итак, данный способ может помочь вам эффективно отреагировать на критику, когда она не оскорбительна, не задевает ваши интересы и вы не хотите тратить время на выяснение отношений 🌿
Если же ситуация более серьезная, то рекомендую вам обратиться к методу ННО.
P.S. : если Вам понравилась эта статья, не забудьте подписаться на мой канал. Буду рада видеть Вас в своём блоге 😉
#психология #психология отношений #личныеграницы #критика #психология жизни #психолог #уверенность в себе #ассертивность