В 1992 году разработчики Westwood Studios выпустили для операционки MS-DOS игру Dune II. Стратегию в реальном времени по отдаленным мотивам романа Фрэнка Герберта «Дюна» (1965) и одноименного фильма Дэвида Линча 1984 года. Т.е. в этом году старушке исполняется 30 лет.
В отличие от Dune разработанной студией Cryo Interactive и выпущенной в том же 92-ом, Dune II не использует персонажей вселенной Дюны и в целом обходится со вселенной более вольно.
Предуведомление. Пока не забыл. Конечно не думаю, что этот материал прочитает много народу… И, что из тех кто уже не поиграл в Dune II будет много желающих пройти игру. Но учитывая как, теперь народ относятся к спойлерам скажу: в обзоре содержатся спойлеры раскрывающие сюжет игры.
Безымянный главный герой, командуя войсками одной из трех фракций должен взять под контроль всю планету. По сюжету игры, Арракис начинают одновременно колонизировать три дома Атредисы, Харконнены и Ордосы. Последний великий дом придуман разработчиками. В процессе игры игрока курирует ментат выбранной им стороны.
Знакомьтесь: Кирилл, Аммон и Рандор. Один из этих милых ребят поможет Вам взять под контроль Арракис и бросить вызов самому падишаху-императору. Которого в игре зовут просто Фредерик.
Вольность в отношении мира Дюны не заканчиваются на именах персонажей и сторонах конфликта. Видимо разработчикам показалась скучной идея с полями Хольцмана и господством холодного оружия. Действительно у нас тут фантастические войны будущего, а не средневековые баталии. В общем, ради зрелищности техника великих домов была серьезно переработана. Хотя знаковые фримены, сардукары и орнитоптеры присутствуют.
И нельзя сказать, что это пошло игре во вред. В Dune II вообще было сконцентрировано множество идей впоследствии ставших стандартом для жанра RTS.
В первую очередь возможность играть за несколько разных сторон конфликта. Причем разных не только визуально, но и геймплейно. Три великих дома отлично вписались в будущие классические архетипы. Сильный и медлительный, быстрый и наносящий точные удары и середнячек обладающий в меру сильными и подвижными юнитами.
Дому Харконненов досталась роль неторопливых силачей. Самый подвижный из доступных дому юнитов это БМТ-4, средний колесный бронемобиль с парой 30-мм автопушек. Харконненам не доступен найм легкой пехоты и техники. Зато есть доступ к двум уникальным тяжелым юнитам: Разрушителю и Руке Смерти.
Разрушитель сверхтяжелый танк вооруженный парой 190-мм пушек. Является самой медлительной техникой игры.
Рука смерти - атомная баллистическая ракета, супероружие Харконненов.
Дом Ордос сторона способная наносить быстрые и точные удары. А ещё одурманивать противника газовыми атаками. Ордосам доступен самый быстрый юнит игры Raider Trike БРМ-3. Два других уникальных юнита Девиатор и Диверсант.
Девиатор ракетная установка залпового огня. Ведет огонь ракетами с боевой частью снаряженной газом с некоторой вероятностью способным дезориентировать пехоту противника и заставить вести огонь по своим. Практически не действует на фрименов.
Диверсант легко бронированный юнит. В зависимости от версии игры его передвижение на карте может быть видимо или не заметно противнику. В любой версии игры диверсант заметен на мини-карте (при наличии радарного поста). Передвигается с довольно высокой скоростью способен подрывать технику и здания. Чем собственно и опасен.
Кроме того Ордосам доступен Орнитоптер. Штурмовой махолет способный мгновенно нанести удар по противнику и скрыться. Машина быстрая и легкая.
Роль крепких середнячков досталась Дому Атрейдесов. У них нет особенно мощных или быстрых юнитов. Атрейдесам доступны в основном стандартные юниты: Лёгкая пехота, БМ-3, БМТ-4, Боевой танк, Ракетный танк, Осадный танк, Орнитоптер. Впрочем, есть пара исключений:
Фримены аналог тяжелой пехоты. Случайным образом генерируются на карте в ходе миссии. Сражаются на стороне Дома Атрейдесов. Не доступны для управления, действуют самостоятельно.
Акустический танк. Своеобразный привет из экранизации Линча, да там было пехотное акустическое оружие. Этот танк особенно опасен для пехоты противника. Способен наносить урон дружественным юнитам, оказавшимся на линии акустической волны. Кроме того дальность действия танка зависит от выбранной скорости игры, при минимальной скорости дальность по сути нулевая.
Стороны конфликта отличаются не только набором юнитов, но и по характером. Атрейдесы благородные аристократы они сожалеют о лишних потерях и в целом наименее кровожадны. Ордосы, расчетливые торгаши, для них всё имеет свою цену. Если выгодно добиться победы, использовав дешевую легкую пехоту, то давайте так и сделаем! При этом в финале игры они наиболее колоритны и оригинальны. Кто ещё догадается явиться ко двору императора прихватив с собой амазонку с ручным вараном на поводке? Харконнены род уважающий только грубую силу. И предпочитающие решать вопросы просто – уничтожая проблему. Самая кровожадная и жестокая сторона конфликта.
Характер фракций можно различить уже на этапе писаний к юнитам. Харконнены пренебрежительно относятся к легкой пехоте, Атрейдесы считаю её удовлетворительной, Ордосы, в принципе довольны эффективностью легких пехотинцев.
Но наиболее ярко характер фракций раскрывается в финале игры. Кстати и здесь Dune II предвосхитила будущее, ведь у неё есть три разные концовки.
Атрейдесы, благородные сторонники справедливости победив в противостоянии отстраняют коварного императора Фредерика от власти… до решения суда.
Ордосы, подходят к вопросу утилитарно. «Кто нам мешает, тот нам поможет!» (с) Так как дом Ордосов показал себя как самая сильная из сторон, то из этого нужно извлечь прибыль! Теперь император будет вести политику в интересах Ордосов.
Кровожадные Харконнены, разъяренные интригами императора просто дезинтегрируют его прямо в тронном зале.
Но вернемся от сюжета к геймплею. Dune II уже имела вполне современный вид и несколько фишечек встречающихся не в каждой из более современных стратегий.
Интерфейс уже имел узнаваемый вид. Основной экран, где разворачиваются бои. Мини-карта, панель активного строения/юнита, счетчик ресурса. Да именно ресурса, потому что он тут один –деньги, в которые конвертируется добытый спайс.
Кстати «мертвая» мини-карта на предыдущем скриншоте это не от технического несовершенства. Это продуманный шаг, ландшафт и юниты начнут отображаться только когда игрок построит Радарный аванпост.
Кроме того в 92-ом году Dune II уже умела то, что было редкостью в стратегиях 90-х и то чему, например, серия Sudden Strike так и не научилась. Группировка пехоты в отряды. Легкая и Тяжелая пехота после модернизации казарм начинает тренироваться отрядами по три бойца.
Кстати, модернизация зданий, что может быть привычней, сейчас, но не в 1992.
Кроме того в Dune II была простенькая глобальная карта, хотя она ничего особенно не решала, но работала на атмосферу. Что ещё? Прообраз текстовых квестов, после окончания первой миссии ментат сообщает, что игрок подозревается в шпионаже. Для того, что бы отвести от себя подозрения нужно ответить на один вопрос. Есть три попытки. Вариантов ответов, кстати нет. Нужно «по старинке» печатать. Впрочем, для тех кто играет в русифицированную версию эта проверка проблем не составит. Ментат принимает в качестве правильного ответа любой символ или их комбинацию.
В заключение поговорим о знаковой вещи для вселенной Дюны о песчаных червях или шаи-хулуд. В результате жизнедеятельности этих существ образуется пряность (она же меланж/спайс). Собственно тот продукт, из-за которого Дюна стала настолько важна в мире Галактической падишах-империи. Спайс продляет жизнь. Спайс позволяет ментатам рассчитывать в уме сложнейшие комбинации. Спайс, наконец, позволяет осуществлять межзвездные перелеты. Именно с помощью паров спайса навигаторы гильдии сворачивают пространство.
Песчаные черви не только источник пряности, но и источник угроз. Их привлекает вибрация и любой механизм или человек пересекающий песчаный участок может стать жертвой атаки шаи-хулуда.
У Dune II спустя 30 лет можно найти достаточно недостатков. Неудобное управление, вместо пары кликов мыши для отдания приказа потребуемся три клика. Выделить юнит, найти приказ на панели, нажать на приказ, применить. Нет очереди строительства. Нельзя задавать точку сбора для заказанных юнитов. Нельзя обводить юнитов рамкой или назначать их на горячие клавиши. Всё конечно доставляет неудобство современному игроку. Есть проблемы и с балансом. И всё равно несмотря на недостатки Dune II мне приятно вспоминать и иногда запускать эту игру.
Подписываетесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии!