Как-то я наткнулась на отзывы иностранцев в ответ на видео о многонациональности в России. Для многих этот факт был открытием. Ведь для них мы тут все на одно лицо, и все русские, даже граждане других бывших советских республик.
А один канадец восторгался, как русским удалось жить в мире с "аборигенами", и даже — какая честь! — ставил этот опыт своей стране в пример. Когда, мол, мы сможем также, у нас тут с "аборигенами" проблемы.
Специально взяла это слово в кавычки, потому что мне резало слух. Автор канала не преминул заметить, что, возможно, проблемы у них так и будут продолжаться, пока они зовут коренное население таким словом.
Впрочем, я могу допустить, что в оригинале у слова нет никакой плохой нагрузки, а чувство превосходства, сквозящее в "термине", нам просто мерещится. Однако история убеждает в обратном.
И почему-то я плохо верю в действенность бросков в противоположную крайность: в эти посыпания головы пеплом, в публичные извинения в фильмах вроде "Австралии", и модные принятия коленопреклоненных поз. Ой, не решит это проблемы.
А вот отзывы на эту же тему прежних лет:
Русская политика и административная система в регионе (Кавказ) гораздо более гибкие, эффективные и приспособленные к местным условиям, нежели английские методы управления в Индии. Этим объясняется прочность позиции России на Кавказе и отсутствие у туземных жителей антирусских настроений. Нужно изучать и использовать этот опыт в британских колониях.
Джонсон, английский военнослужащий XIXв.
В противоположность поведению англичан в их колониях, Барятинский (наместник Кавказа, после Воронцова) предоставлял коренному населению социальное и расовое равенство — традиция, несомненно, давняя, как Московия.
Риенкур Амори де Рибер, французский писатель-политолог XXв.
Мне кажется, что бесполезно пытаться перенимать наш опыт. Ощущение, что чувство превосходства у них вшито в подкорку, и пока его не выкорчуешь, все попытки (даже если их предпринимать) будут неудачными. В лучшем случае, вот такой карикатурой, как модные сейчас "жесты раскаяния".
В то же время, у нас тоже вшито в подкорку, но что-то другое. Чуство справедливости, видения в человеке другой национальности/вероисповедания/образа жизни такого же человека, товарища и брата. Часто в ущерб собственным интересам, в сиюминутной перспективе.
Оправдано ли это во времени..? Сложный вопрос. И да, — примером может послужить моя прошлая статья об Африке (ссылка в конце). И нет, — примеров этому мы также видим немало. Особенно у тех народов, что никогда не имели собственной государственности, зато, по-видимому, страдают от чувства уязвлённого самолюбия.
Но, кажется, мы не можем иначе. Такое великодушное отношение делает нас теми, кто мы есть. Так было, так есть, и будет.
Вот ещё цитаты.
(Русская власть в Армении) — это рай по сравнению с иранским и турецким господством.
Терно, французский историк XXв.
Я неоднократно задавался вопросом: почему калмыки, близкие по образу жизни и вероисповеданию к своим соседям — монголам, выбрали для постоянного местожительства далекую Россию? Думаю, секрет был в том, что царская власть, отправляя своих послов в Джунгарию, непременно наставляло их: с калмыками "быть ласково". Не только калмыки были заинтересованы в России, но и Россия в них. Мой народ вошел в состав России действительно добровольно.
Алексей Балакаев, калмыцкий писатель XXв.
А в заключение хочу поставить вам ролик с песней. Я до сих пор помню слова, благодаря тому, что мы пели её хором в школе на уроках музыки (о тех необычных уроках и семейной паре учителей я тоже писала, ссылка внизу).
Мне ролик прислала тётя в ватсапе, а Вовка увидел и прилип, — мы посмотрели вместе с ходу три раза подряд. Я подпевала, когда на русском.
Ссылки на другие "исторические" отзывы иностранцев о России, и на упомянутые статьи: