Прошло уже 15 лет с момента выхода последней книги серии о мальчике-волшебнике, но споры о литературной ценности романа Джоан Роулинг до сих пор не прекращаются. Существует огромное количество обсуждений на тему "Стоит ли читать "Гарри Поттера"? Я заметила следующие варианты отношения к данному произведению:
1. "Гарри Поттер" – вредная, распиаренная, пустая сказочка.
2. "Гарри Поттер" – детская сказка, не лишенная морали.
3. "Гарри Поттер" – развлекательное чтение для любого возраста.
4. "Гарри Поттер" – вполне серьезная книга.
5. "Гарри Поттер" – шедевр на века.
Таким образом, восприятие книги колеблется от "расприаренная фигня" до "шедевр мировой литературы". Так что же это на самом деле? Миллионы читателей по всему миру повелись на рекламу или обладают неплохим вкусом? Оставим в стороне тот факт, что первые три книги Роулинг никто особо не пиарил.
Я познакомилась с этим произведением уже во взрослом возрасте и после прочтения воспринимала его, как указано в пункте № 4: мне было очевидно, что это хоть и сказка, но далеко не только для детей, книга, затрагивающая массу важных и глубоких тем. Но вот в шедевральности книги я была совсем не уверена. Однако, чем больше я думаю, тем более склоняюсь к варианту № 5.
Дело в том, что книга напоминает кристалл со множеством граней. Или слоеный пирог. Вот с точки зрения пирога и предлагаю рассмотреть "Поттериану".
1. Сюжет.
Это первый слой лежит на поверхности. Как показывают отзывы, большинство читателей видят в "ГП" увлекательную историю. Тут возразить нечего, и можно сразу сказать о жанровом синтезе. Что такое "Гарри Поттер" с точки зрения жанра?
a) Сказка. И сказочные элементы присутствуют на протяжении всей истории: волшебные предметы, волшебные существа, да и последние строки звучат как в типичной сказке.
б) Детектив. Каждая часть серии – детективная история с лихо закрученной интригой (в большей или меньшей степени).
в) Триллер. В определение этого понятия входит "тревожное ожидание, волнение и страх". Наличие очевидно.
г) Хоррор. Это больше, чем триллер – "предназначен устрашить, напугать, шокировать или вызвать отвращение". Не особенно знакома с этим жанром, но смею предположить, что в некоторой степени хоррор в "ГП" присутствует.
д) Роман взросления. Это уникальный в своем роде пример, когда по задумке автора читатель растет вместе с героями и растет в первую очередь психологически. Так же растут и книги: в каждой последующей сложнее характеры, масштабнее проблематика и суровее вымышленная (но такая узнаваемая) реальность. Потрясающая задумка, великолепно воплощенная в жизнь.
е) Философская притча. В книге множество метафор, символов, которые позволяют говорить о глобальных вещах и в итоге воспринимать "ГП" как притчу о вечных ценностях.
Что тут еще у нас? Фэнтези (по мнению некоторых - фантастика), приключенческий роман – это понятно. Думаю, это далеко не все жанры, которые присутствуют в "ГП". Идем к следующему слою "пирога".
2. Герои.
Вот это то, за что я особенно крепко и нежно люблю "Поттериану". В книге огромное количество персонажей, и все они живые, все со своим неповторимым характером и уникальной историей, все неоднозначные и очень интересные.
3. Вселенная "ГП". Честно говоря, сам Хогвартс мне не очень по душе. Как-то мрачно все в нем, я предпочитаю более светлое и доброе волшебство. Но этот мир прописан восхитительно и так подробно, что ему веришь.
4. Узнаваемая реальность.
Несмотря на фантастичность мира магии, этот мир поразительно узнаваем. Я уже говорила про правдоподобность героев, среди которых нет почти ни одного абсолютно положительного или абсолютно отрицательного. Понятные переживания героев, их проблемы. Особенно близкой для меня стала пятая книга - о, не сказать, как я сочувствовала героям - это прямо про наше образование!
5. Социально-политический аспект.
Данный пункт связан с предыдущим: проблемы магического мира -
это проблемы нашего мира.
Роулинг создает блестящую социальную сатиру, безжалостно высмеивая падких на сенсации журналистов в лице Риты Скитер, трусливых и жадных до власти министров в образе Корнелиуса Фаджа и абсурд бюрократии в лице бесподобно-мерзкой Долорес Амбридж. Одни из главных тем саги абсолютно прямо отсылают к нацизму во главе с Гитлером и борьбе за всеобщее равенство. Детская сказочка, чувствуете?
6. Психология.
Здесь я хочу обратить внимание на психотерапевтический эффект книги, который она, как утверждают некоторые читатели, оказала на них. Не секрет, что "Гарри Поттер" стал для Роулинг своего рода проработкой депрессии, связанной в первую очередь со смертью матери. Мне встречались отзывы, где говорилось, что книга помогла людям пережить депрессию или потерю близких. Мне кажется, что роман действительно способен на это, особенно если прочитать его до конца. А уже в третьей книге – "Узнике Азкабана" – представлена очень даже реальная методика по борьбе с депрессией и фобиями.
7. Мораль.
Вот мы и подошли к более глубоким слоям пирога под называнием "Гарри Поттер". Любовь побеждает смерть. Это, пожалуй, главная идея всей саги. "ГП" – это история о силе Любви. О любви в самых разных ее проявлениях. Все проблемы всех персонажей исходят от недостатка или отсутствия любви. Темы Дружбы, Доверия, Смелости, Выбора – все это ярко представлено в романе и видно невооруженным глазом, так что заявления вроде "Гарри Поттер" – сказка ни о чем" выглядят, как минимум, странно. С каких это пор любовь и дружба – ничто?
8. Истоки.
А вот тут уже понадобится "вооруженный глаз", чего я не могу сказать о себе. К сожалению, я не знаток английской, да и, чего уж греха таить, мировой литературы. Поэтому мне было очень интересно узнать об истоках образной сферы произведения Роулинг. Это поистине огромный пласт мифологии и литературы разных стран. Здесь некоторые говорят о плагиате. Но не надо забывать, что из одних и тех же овощей можно приготовить суп, можно рагу, а можно салат. И дело не в том, кто что у кого стащил, а что из этого получилось. За тысячелетия существования человечества уже сложно придумать новые идеи и образы, которые никогда не использовались. Но скомпоновать их и создать что-то оригинальное - можно. У Роулинг получилось.
9. Символика.
Это самое интересное. У Роулинг все символично: начиная от цвета глаз Гарри, заканчивая говорящими именами. Много древней и христианской символики. Хочу упомянуть два любопытных исследования: "Семь препятствий на пути к философскому камню" и книгу Джона Грэнджера «Looking for God in Harry Potter», которую почему-то перевели "Как Гарри нас всех околдовал". Первое исследование позволяет убедиться в том, что общий замысел всех семи книг был задуман Роулинг еще на начальном этапе. Согласно данной теории, уже в "Философском камне" содержится символическое описание событий остальных частей серии. А в книге Грэнджера рассматривается христианский подтекст "Гарри Поттера" и производится глубокий символический анализ романа.
Так почему "Гарри Поттер" пользуется такой популярностью? Я думаю, потому, что каждый человек может найти в этой книге что-то важное и интересное для себя. Ведь роман сочетает в себе увлекательный приключенческо-детективный сюжет, проблемы суровой реальности, высокую мораль и тонкий символизм. Кто-то отдохнет за чтением волшебной сказки, кто-то задумается о вопросах бытия, а кому-то книга поможет пережить трудности.
"Гарри Поттер" – это не только приключения, это не только и не столько о волшебниках. Это – о жизни. Это – о вечном. Это многослойная и мастерски построенное произведение со множеством смысловых и сюжетных уровней. Это кристалл, каждая грань которого, в зависимости от угла зрения, открывает историю с новой стороны, кристалл, который хочется рассматривать и постигать, что с первого раза невозможно. Это глубокая книга под оберткой детской сказки.
Несмотря на то, что у меня есть претензии к роману (например, местами затянутость и сомнительная логика), сейчас я прихожу к выводу, что "Гарри Поттер" – это действительно шедевр.
К вопросу о популярной литературе вообще. Плохо ли то, что читает большинство? Всегда ли это бездарно и глупо? Как показывает практика на примере "Гарри Поттера" – нет. Негативное отношение к популярности «Поттера» связано, вероятно, с тем, что нам часто хочется выглядеть умнее и возвышеннее окружающих. Я понимаю, если роман просто пришелся не по вкусу. Но часто встречается позиция "все читают, а я не буду". Спору нет, среди "бестселлеров" есть много третьесортной продукции, но... люди не так глупы, как кажется.
Почему серьезной книгой считается только что-то, написанное с умным видом навороченным языком (ни в коем случае не хочу обидеть классиков)? Серьезная книга та, что поднимает значимые вопросы, глубокая та, что задевает струны души и доносит до читателя что-то важное. "Гарри Поттер" – именно такая. Не бойтесь ее. Не бойтесь читать сказки и детские книги. Порой они могут дать больше, чем очень умные "взрослые" книги.
Желаю избавиться от предрассудков по отношению к роману Роулинг тем, у кого они есть, а если вы читали – перечитайте, и наверняка вам откроется что-то новое.
Прошу в комментариях соблюдать вежливость!
Оригинал текста в ВК - https://vk.com/id208097704?w=wall208097704_2724%2Fall