ПОЧЕМУ НЕ УМНАЯ ОДЕЖДА И ПОЧЕМУ ЭТО ИНАЧЕ ЧЕМ УМНЫЕ ЧАСЫ ИЛИ БРАСЛЕТ
"Умная" одежда, интеллектуальная одежда, технологичная одежда - так говорят о новом типе одежды, в которую встроена электроника: датчики, провода, элементы питания, обработки и приема-передачи данных и/или сигналов на смартфон или в компьютер.
Я буду говорить - одежда с встроенной электроникой.
Почему не подходит термин "технологичная" одежда - потому что модные бренды уже используют это понятие для обозначения одежды, изготовленной из "технологичных" - то есть нестандартных - материалов - переработанного пластика, водорослей, грибов, биоматериала с живыми бактериями, "умных" тканей с вплетением в полотно полупроводниковых (чтобы ткань сама стала датчиком) или тензорных ("чувствующих" давление прикосновения) волокон.
Интеллектуальная - или по простонародному на русском "умная" - одежда подразумевает, что помимо электроники устройство оснащено серьезным программно-вычислительным комплексом, и скажем так, пока это завтрашний день.
Оставляю за границами фокуса носимые технологии - аксессуары (wearable): умные часы и браслеты. С точки зрения носибельности, упаковать электронику в корпус из резины, силикона или гибкого пластика, с минимальной вариабельностью размерной сетки и необходимостью протирать корпус тряпочкой в случае загрязнения - задача примитивная. В сравнении с тем как обеспечить, чтобы электроника по всему телу не мешала движениям, чтобы не портилась во время стирки и располагалась одинаково эффективно на теле ростом в 160 и 200 см и пропорционально разной ширины. Эта задача нетривиальная, новая, не имеющая пока шаблонных решений.
РЫНОК УМНОЙ ОДЕЖДЫ
Рынок "smart clothes" часть рынка "wearable" - носимых технологий. Носимые технологии в свою очередь часть IoB - internet of body - интернет тел. Интернет тел может рассмотриваться как самостоятельный рынок или как часть IoT - internet of thinks - интернета вещей.
Smart clothes market - рынок-младенец, который уже показывает убедительные темпы роста более пороговых для инвестиционной привлекательности 25% в год, а также миллиардные обороты.
По производителям и по потребителям рынок преимущественно локализован в Северной Америке. В РФ о нем не слышали, игнорят, либо не вникая хейтят на входе.
Рынок состоит из около сотни компаний-разработчиков и производителей одежды с встроенной электроникой в разных сегментах от медицины до мониторинга производительности труда.
Далее мы рассмотри продукты, созданные именно глобально известными брендами. Как аргумент того, что идея одеждо - электроники владеет умами не только футуристов - энтузиастов, но и уже плотно обосновалась в головах тех, кто умеет зарабатывать максимальные капиталы в моде и технологиях.
ИСТОРИЯ В КЕЙСАХ
2000 год - это ключевой водораздел для глобальной Fashion индустрии, который случился незаметно в моменте и будет оценен спустя десятки, возможно, сотни лет. В 2000 год на рынок вышла первая умная одежда в мире, которая коннектилась с кнопочным телефоном. Это, конечно, потрясающе и невероятно видеть
Линейка ICD+ была разработана дизайнером Массимо Ости в рамках коллаборации Levis и Philips. На тот момент Philips существенно повысили емкость батарей питания и были глоальными лидерами в этом вопросе. Девиз компании был: "Батарейку Philips в каждую вещь вокруг человека". ICD+ была экспериментальной, имела тираж в 1000 единиц, опередила время и не имела коммерческого успеха. Индустрия умной одежды замолчала на долгие 14 лет.
В 2014 Tommy Hilfiger совместно с компанией солнечной ткани и изделий из нее, созданной инженером-электриком, дизайнером и архитектором - Pvilion - выпустили Пальто на солнечной энергии, от которого можно было зарядить свой ноутбук или телефон.
Коллаборация выпустит еще один подобный совместный продукт в 2018 - сумку для ноутбука с солнечной батареей. После чего Tommy Hilfiger ввалит тонны денег в трансформацию своего бизнеса и индустрии и станут единственным на сегодня fashion - брендом, который де-факто сделал hi-tech ДНК своего бренда. Но об этом в другой раз.
В 2016 году локальный турецкий бренд двух сестер-основательниц Ezra+Tube и корпорация Intel...
... оооо, такая милота! коллаборация выглядит как ретро романтичная диснеевская сказка про прекрасную, но малоизвестную Золушку и могучего влиятельного Короля.
В результате этого сказочного союза красоты, влияния и технологий появилась прекрасное дитя - Платье из бабочек, как в клипе “Sugababes” “Shape” 2003 года. Еще одной стороной и разработчиком технологии бабочек была французская компания Magic Flyer, которая делает теперь на бабочках-роботах бизнес для ивентинга.
В 2017 году в игру возвращается упорный Levi’s, теперь уже в коллаборации с другим гигантом но с другого рынка - Google. Вместе они выпускают Куртку Truker для прогулок и катаний на велике, в которой можно переключить музыкальный трек или ответить на звонок быстрым касанием манжеты куртки.
В 2019 технология Jacquard by Google закрепит свой успех, выпустив рюкзак Cit-e с дистанционным тактильным дисплеем управления телефоном на его лямке. И в этот раз впервые в истории одежды с встроенной электроникой в коллаб зайдет модный бренд первого эшелона высокой моды - Yves Saint Laurent.
В том же 2019 свой ход в этой пока ее очень призрачной нише одеждо-электроники сделает Louis Vuitton. Во время показа коллекции Cruise 2020 на подиум вышли 2 модели сумок с гибкими LED-экранами - то есть телевизорами на ткани. На экранах выводился видео-контент от бренда. Дальше подиума бренд сумки не выпустил, информация об изделиях не раскрывается. Сумки заявлены в рамках линейки Canvas of the Future и до настоящего момента являются единственными заявленными, но не доступными для продажи, продуктами.
В 2020 Jacquard by Google делает заявку, чтобы выйти в тираж - в хорошем и буквальном смысле - выпустив стельку GMR для профессиональных футболистов в коллабе с Adidas и EA SPORTS FIFA Mobile.
В текущем 2022 году Jacquard by Google продолжит историю с рюкзаком в коллабе с Samsonite, выпустив совместный продукт - Samsonite Konnect-i.
В этом рюкзаке удалось реализовать функцию дистанционного фотографирования камерой телефона, которая заявлялась и для рюкзака Yves Saint Laurent, но отсутствовала в нем. Ну и с продвижением нового продукта и его продажами у узкоспециализированного бренда скорее всего дела пойдут получше, чем у рюкзака не характерно демократичного и откровенно странного для ДНК Yves Saint Laurent, в результате чего продажи, полагаю, были весьма скромными. Ни одного промо-видео или видео-отзыва о Cit-e я не обнаружила, в противовес большому число видео о Samsonite Konnect-i.
Но в целом при ресурсах и принадлежности к hi-tech Google, идут, они, конечно, супер консервативным и экономичным путем. Как минимум, не вкладываясь в одежду, а оставаясь в поле девайсов. Почему это проще и менее затратно - говорила в первом разделе. Отмечу, что отошла от своего фокуса именно на одежду только потому, что 1. это САМ Google (движения которого в индустрии нельзя игнорировать) и 2. это другие типы устройств, а не набившие оскомину "наручники" - имею ввиду концептуальный смысл "на руке".
Как верно отметил один из основателей брендов "умной фитнес одежды" из коллаборации Smart Clothing Lab: "Cложность нашей индустрии в том, что для нее нет понятного всем языка. Старые понятия не могут передать смыслы и функции одежды с встроенной электроникой, и нам предстоит создавать новые понятия и новый язык для диалога с пользователями".
Возвращаясь к Google, вклад в формирование спроса на одежду и аксессуары с встроенной электроникой в любом случае продукты Jacquard by Google делают.
Текст подготовлен на основе аналитики команды Muscles.AI: цифровой тренер на основе носимой технологии
сайт: www.muscles.ai
инст: https://www.instagram.com/muscles.ai/
ютюб: https://www.youtube.com/channel/UCYIwAxlVud_IIW4azFMqYyw
#fashion hytech #умная одежда #носимые устройства #wearable #рынок умной одежды #Jacquard by google #tommy hilfiger #ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ #ИНТЕРНЕТ ТЕЛ #INTERNET OF BODY