Найти в Дзене
Вестник истории

Белый генерал-обладатель Георгиевского оружия, наездник в цирке, актёр и пособник нацистов – Андрей Шкуро

Андрей Шкуро – один из одиозных деятелей Белого движения. Умри он во время гражданской войны или до начала Второй мировой – и не запятнал бы свою репутацию сотрудничеством с нацистами. Но случилось то, что случилось. О противоречивой биографии Шкуро, по легенде сказавшего: «Хоть с чёртом против большевиков», мы вас расскажем сегодня.

Первая мировая и гражданская война

Родился Андрей Григорьевич Шкуро (фамилия при рождении – Шкура с ударением на «у») в 1887 г. в станице Пашковской под Екатеринодаром в семье казака-подъесаула. Получил военное образование. Свой первый орден (Святого Станислава 3-й степени) получил во время экспедиции против протурецких банд в Персии.

Во время Первой мировой участвовал в кровопролитных боях на Юго-Западном фронте в Галиции. За беспримерную храбрость и отличное командование во время Галицийской битвы был удостоен ордена Святой Анны 4-й степени.

А в 1915 г. получил Георгиевское оружие за то, что в конце 1914 г. вместе с донскими казаками взял в плен множество австрийцев, пулемёты, орудия; а также за то, что поддерживал постоянную связь между дивизиями на фронте, несмотря на опасность для своей жизни.

Георгиевское оружие
Георгиевское оружие

В то же время по поводу деятельности Шкуро имеются и другие, негативные оценки. В частности, о его «волчьих сотнях» (из-за того, что на знамени его Кубанского конного отряда была изображена волчья голова; сами члены отряда носили волчьи шапки и имели боевой клич, подражающий волчьему вою) нелестно отзывался барон Врангель:

«Отряд полковника Шкуро во главе со своим начальником, действуя в районе XVIII корпуса, в состав которого входила и моя Уссурийская дивизия, большей частью болтался в тылу, пьянствовал и грабил, пока, наконец, по настоянию командира корпуса Крымова, не был отозван с участка корпуса».

В то же время на Кубани, среди казаков, Шкуро был очень популярен.

В годы гражданской войны он прославился уже не с самой лучшей стороны. Впрочем, поначалу Шкуро считали незаменимым: из-за, опять-таки, его популярности среди казаков, лихости, авантюрности и склонности принимать нестандартные решения.

Вначале им был организован партизанский отряд неподалёку от Кисловодска. Успешные налёты на близлежащие города окончились взятием в июне 1918 г. Ставрополя.

С конца 1918 г. принимал участие в боях на Кавказе. Его войска заняли Ессентуки и Кисловодск к январю 1919 г. По приказу Шкуро в Баталпашинске, Зеленчуке было организовано производство для удовлетворения нужд белой армии (производили патроны, снаряды, сукно и т.д.).

В 1919 г. участвовал во множестве боёв на Украине, был даже награждён английским королём орденом Бани за совместные боевые действия с английскими войсками.

Орден Бани
Орден Бани

С конца 1919 г. до того благоволившая Шкуро судьба изменила ему. Широкомасштабное наступление красноармейцев привело к необходимости отступать. Численность дивизии Шкуро постепенно сокращалась, пока она не прекратила своё существование.

В 1920 г. генералу поручили сформировать новую Кубанскую армию, однако военные неудачи вкупе с отсутствием дисциплины в его частях вынудили Врангеля уволить его. В мае Шкуро отправляется в эмиграцию.

Жизнь в эмиграции

Вначале Шкуро жил в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев. Затем уехал во Францию, но и тут надолго не задержался, так что вскоре Андрей Григорьевич оказывается в Берлине.

Чтобы выжить, бывшему командиру белой армии пришлось осваивать неизвестные профессии, поскольку руку помощи, ожидаемо, ему никто не подал. Всё же определённые навыки ему пригодились, потому Шкуро устроился в цирк, где развлекал публику конскими трюками.

Другая стезя – актёрская. Правда, на главные роли Шкуро не брали. Обыкновенно ему приходилось играть безымянных статистов, перебиваться третьестепенными ролями. На одной из площадок он, в частности, повидался с другим эмигрантом – одним из именитейших артистов Александром Вертинским. Об этой встрече впоследствии Вертинский вспоминал так:

«…Однажды в Ницце ко мне подошёл во время работы невысокого роста человек, одетый в турецкий костюм и чалму (снималась картина «Тысяча и одна ночь»).
— Узнаете меня? — спросил он.
Если бы это был даже мой родной брат, то, конечно, в таком наряде я бы все равно его не узнал.
— Нет, простите.
— Я Шкуро. Генерал Шкуро. Помните?…
<…> Экзотический грим восточного вельможи скрывал выражение моего лица.
— Надо уметь проигрывать тоже!… — точно оправдываясь протянул он, глядя куда-то в пространство.
Свисток режиссёра прервал наш разговор. Я резко повернулся и пошёл на «плато». Белым мертвым светом вспыхнули осветительные лампы, почти невидные при свете солнца… Смуглые рабы уже несли меня на носилках.
«Из премьеров — в статисты! — подумал я. — Из грозных генералов — в бутафорские солдатики кино!… Воистину — судьба играет человеком».
Александр Вертинский
Александр Вертинский

Вторая Мировая и смерть

Такая унизительная жизнь была не по душе Шкуро. В 1941 г. он решает предложить свои услуги Гитлеру. Нацисты, правда, отнеслись к этому предложению настороженно, и лишь в 1944 г., когда дело стало клониться к поражению Германии, сделали его начальником Резерва казачьих войск при Главном штабе войск СС.

Зачисленный на службу группенфюрером СС Шкуро ходил в немецкой генеральской форме и агитировал казаков на борьбу с большевиками. Подходящий момент, впрочем, был упущен. Однако то ли из упрямства, то ли понимая общую безнадёжность своего положения, Шкуро не сразу не сдался.

Он продолжал партизанскую деятельность даже весной 1945 г. Подготовленные им казаки боролись с югославскими партизанами. При этом сам Шкуро, что интересно, личное участие в боях не принимал.

-5

Судьба одиозного белого генерала, впрочем, была предрешена. Вначале он оказался у англичан, полагая, что те, за былые заслуги, не выдадут его Советам. Как же Шкуро ошибался…

В том же 1945 г. его передали СССР. И в январе 1947 г. Андрей Шкуро был повешен.

Интересно, что даже такого одиозного деятеля как Шкуро пытались реабилитировать. Но, конечно же, ничего не получилось. 25 декабря 1997 года Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации признала его и других белых генералов, сотрудничавших с нацистами, обоснованно осуждёнными и оставила приговор в силе.

(с) Zeist

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Мы будем очень признательны любой поддержке!