Найти тему
Фонотека в кармане

Pink Floyd - A Saucerful of Secrets, 1968

Pink Floyd в виде квинтета
Pink Floyd в виде квинтета

Многим группа приходилось переживать периоды, когда они в прямом смысле теряли своё лицо, для уточнения – человека, который этим лицом являлся. И выбрать один из возможных вариантов развития событий в подобной ситуации очень трудно, поскольку куда бы ты не пошёл шлейф прошлого будет тянутся за тобой.

Именно в такой период вступила группа Pink Floyd в начале 1968 года, когда их фронтмен и идейный вдохновитель Сид Барретт начал безвозвратное погружение в пучину своего собственного странного мира. Казалось бы, что зверь лишается своей головы, ведь именно Барретт был автором 80% первого альбома группы The Piper at the Gates of Dawn (1967), именно Сид воплощал в себе образ рок-идола на сцене, но всё оказалось не так просто. Решено было обеспечить инструментальное наполнение за счёт гитариста Дэвида Гилмора, поскольку Сид к тому времени мог просто стоять на сцене с гитарой на плечах, но не извлечь не одной ноты. Когда и этот вариант не принёс должного результата, Сида записали в «штатные авторы» т.е. ему можно было сидеть дома и писать песни, когда все остальные давали бы концерты. Но сознание лидера к тому времени уже путешествовало в иных мирах, а у группы тогда имелся написанный им материал: Vegetable Man, Old Woman With a Casket и Scream the last Scream, но эти песни так и не попали на новую пластинку, поскольку оставались сугубо творениями Барретта, а назвать его частью Pink Floyd уже не представлялось возможным.

В апреле 1968 года было официально объявлено о выходе Сида из группы и тут же в музыкальной общественности стали появляться отзывы, сводящиеся к тому, что Pink Floyd больше нет. Питер Дженнер (менеджер) писал: Не вижу подобного без Сида, ему вторил Пит Браун (поэт): Я потерял интерес к группе, когда Сид исчез. После того, как Сид ушёл, для меня больше не было Pink Floyd - заключил Дэвид Боуи.

Сид Барретт
Сид Барретт

Но были и противоположные мнения, например Джун Болан (супруга Марка Болана, лидера T.Rex) писала, что «группа не обязана распадаться после нескольких лет проведённых бок-о-бок только потому, что один из них вышел из игры», но главное что негативным мыслям не поддались оставшиеся в строю участники группы.

Ник Мэйсон:

Все те переживания, страхи и волнения, которые мы испытывали после ухода Сида, компенсировались колоссальным облегчением.

Наверное можно согласится с теми, кто придерживается мнения о том, что Барретт действительно создал Pink Floyd, но дальше с ним они существовать не могли. И вот, отбросив артикль The в названии, взяв на борт Дэвида Гилмора ребята вошли в студию на Abbey Road для записи своего следующего альбома, альбома, который стал переходным мостом между эпохами в истории группы – A Saucerful of Secrets.

Хотя в выходных данных к пластинке указано, что запись альбома велась с января по апрель 1968 года в стенах студии EMI, на самом деле две композиции были записаны несколько раньше. Одна из них этот «последний угасающий огонёк вклада Сида» – Jugband Blues была записана ещё в декабре 1967 на De Lane Lea Studios. Для записи центральной части трека был приглашён оркестр Армии Спасения (одни источники указывают, что оркестр записывался на той же De Lane Lea Studios, другие, что уже на Abbey Road, которому Сид дал полный карт-бланш, сказав: Играйте, что хотите.

Дэвид Гилмор и Роджер Уотерс в студии во время записи альбома A Saucerful of Secrets
Дэвид Гилмор и Роджер Уотерс в студии во время записи альбома A Saucerful of Secrets

Продюсер Норман Смит не разделил энтузиазма гитариста, но пошёл на уступку, согласившись записать две версии трека, хотя Сид, уставший от препирательств вскоре покинул студию, оставив композицию на усмотрение Нормана. По сути данный трек представляет собой этакий бонус к основному альбому, и был включён туда лишь, как дань уважения бывшему лидеру Floyd. Хотя участники группы никогда не рассматривали данную пластинку, как что-то цельное, а скорее как набор разных песен, поэтому винить Jugband Blues в несоответствии концепции не стоит, но учитывая, что композиция завершает пластинку, концовка получилась несколько мрачной.

Ещё одним треком из прошлого стала композиция Ричарда Райта Remember a Day, записанная в конце 1967 года, хотя её наброски под названием Sunshine должны были попасть ещё в дебютный диск Pink Floyd. На этом треке – плаче Рика об ушедшем детстве - Барретт исполняет партию слайд-гитары. Сам Рик оценивал обе свои композиции (вторая – See-Saw) на этом альбоме, как ужасные, хотя именно в Remember a Day лучше всего слышится влияние Сида, который и подтолкнул Райта к написанию песен. Интересно, что барабанную партию на данном треке исполнил Норман Смит, поскольку Ник Мэйсон решил, что слишком долго будет возиться с ней в поисках нужного звука.

Ричард Райт
Ричард Райт

Вторая же композиция Рика See-Saw получила от членов группы титул самой скучной на альбоме, хотя я больше склоняюсь к определению медитативно-странная, поскольку смысловая подача явно не обошлась без влияния текстов времён лета любви 1967-го года. И именно из-за смысловых аллюзий вокруг песни возник скандал, поскольку цензоры увидели в ней намёки на употребление наркотиков, секс и инцест. Вот как можно неверным толкованием извратить невинную песенку о детских качелях во дворе.

Если Рик был не уверен в своих композиторских способностях, то бас-гитарист Роджер Уотерс решил доказать всем и самому себе, что он самодостаточный автор. Его перу принадлежит три композиции на пластинке, в которых Уотерс затрагивает темы космоса (из-за этого стиль группы даже окрестили спейс-роком, что вызывало раздражение музыкантов, и тема космоса была закрыта, хотя в последствие Роджер сознался, что очень хотел, чтобы Pink Floyd написали саундтрек к фильму 2001: Космическая одиссея) и тему войны (ставшую впоследствии одной из ключевых для Роджера).

Уже на открывающем пластинку треке Роджера Уотерса Let There Be More Light, где вокальную партию делят Ричард Райт и Дэвид Гилмор, группа показывает, что с наследием бывшего лидера покончено. В тексте присутствует отсылка к Джону Картеру (персонаж Эдгара Берроуза) и Lucy in the Sky от The Beatles.

Второй «космический» опус Роджера можно смела записывать в разряд флойдовских хитов, именно Set the Controls for the Heart of the Sun (название было взято из книги ещё одного Берроуза (на этот раз Уильяма)). Композиция пережила наибольшее количество переизданий, чем любая другая композиция с пластинки (особенно рекомендую версию с альбома Ummagumma). Впервые эта поэтическая мантра исполнялась на Би-Би-Си в октябре 1967, когда в составе ещё был Барретт, поэтому на окончательную версию трека могли попасть гитарные партии Сида. Роджер писал эту композицию четыре месяца, построив ритм на простой партии баса, а текст на выдержках из древних китайских стихов. Ник Мейсон считает эту композицию самой интересной на альбоме, поскольку она представляет из себя этакую «демонстрацию достижений», к тому же на ней Ник скопировал одну из своих любимых партий - джазового барабанщика Чико Хэмилтона из композиции Blue Sands.

Последним сольным вкладом Роджера Уотерса в альбом стала композиция Corporal Clegg. Некоторые источники утверждают, что гитарную партию для трека записал Сид, хотя в других приводится ссылка на слова самого Сида, утверждающего обратное. Несколько непривычную атмосферу создаёт соло на мирлитоне, пародирующее то ли военный марш, то ли намекающее на фарсовость композиции в целом. В качестве прообраза заглавного героя называют капитана Клегга, героя английского фильма ужасов Captain Clegg 1962 года, вышедшего в США под название Night Creatures. Но как бы ни были хороши песни написанные участниками группы все они объединяются вокруг центрального и заглавного произведения альбома A Saucerful of Secrets (первоначально композиция носила название The Massed Gadgets of Hercules) двенадцатиминутного исполина рядом с названием которого красуются 4 фамилии надолго ставшие тем самым классическим Pink Floyd – Гилмор, Уотерс, Райт, Мэйсон. Сюита стала результатом компромисса на который согласилось руководство EMI, позволив группе записать продолжительную инструментальную вещь в обмен на синглы, но, увы, полностью осуществить задуманное не удалось, поскольку EMI ограничили продолжительность композицию 12 минутами, поэтому её концовка кажется обрывающейся на полуслове (оплошность будет исправлена на концертной части релиза Ummagumma (1969).

Именно из A Saucerful of Secrets растут корни последующих больших композиций.

Гилмор:

Я, по-прежнему, считаю великой заглавную вещь на A Saucerful of Secrets, мне она по-настоящему нравится, она получилась великолепной. Это были первые наметки направления, которого мы впоследствии станем придерживаться. Если взять A Saucerful of Secrets, композицию Atom Heart Mother, затем — Echoes, то все они очень логично выстраиваются в цепочку, которая ведет к Dark Side of the Moon и тому, что было написано после.

A Saucerful of Secrets на ближайшие пару лет стала одним из кульминационных моментов флойдовских выступлений, укрепляя их репутацию сценических импровизаторов, но на самом деле музыканты никогда не связывали импровизацию и работу в студии.

Ник:

Все, что находилось в сфере наших интересов в студии, было далеко от импровизации. Очень быстро мы обнаружили, что к нашим устремлениям относились попытки создавать композиции и доводить их до совершенства, выстраивать их.

Подобный архитектурный подход (всё же Роджер, Ник и Рик по образованию архитекторы) уловили и другие.

Классический состав: Мейсон, Уотерс, Райт, Гилмор
Классический состав: Мейсон, Уотерс, Райт, Гилмор

Как вспоминает менеджер Floyd Эндрю Кинг:

Роджер всегда стремился к структурированию, что, как мне кажется, происходит от его архитектурных навыков и является одной из черт его характера. Он очень педантичен.

Ник Мэйсон не отрицает подобного подхода, по его словам заглавная композиция родилась из звука, который Уотерс обнаружил, поднеся микрофон близко к краю тарелки и ловя все тона, которые теряются, когда по тарелке бьют в полную силу.

Мэйсон и Уотерс даже отобразили композицию на миллиметровой бумаге, показав все пики и спады, обозначенные специальными символами (никто из музыкантов не знал нотной грамоты). Правда Рика Райта все эти архитектурные сравнения несколько угнетали:

Может быть, в плане компоновки альбома во что-то больше, чем набор песен — пытаясь добиться того, чтобы расположение композиций, привносило какой-то смысл — возможно, тут сказалась архитектура. Но я не желал становиться архитектором, я хотел быть музыкантом.

А Норман Смит вовсе был против создания этого произведения, по словам музыкантов, он просто его не понимал, после этого сотрудничество группы и Смита превратилось в формальность, хотя его имя ещё можно увидеть на двух альбомах Pink Floyd, а именно Atom Heart Mother и Ummagumma.

Не смотря на все трудности, с которыми приходилась сталкиваться, атмосфера в студии была позитивной и, по словам Ника Мэйсона, отличалась особым старанием и конструктивностью.

Ник:

В то время мы все хотели внести свой вклад, так что при создании перкуссионного звука оказывалось, что Роджер держит тарелку, Дэвид подносит поближе микрофон, Рик подстраивает высоту, а я наношу решающий удар.

29 июня 1968 года альбом был выпущен в Великобритании, конверт пластинки был украшен работой студии Hipgnosis, которая тогда состояла из Сторма Торгерсона и Обри Пауэлла. Задание было простым: отобразить группу и их время.

Обложка альбома
Обложка альбома

Обри Пауэл:

Являясь частью ранней психоделической эры, мы интересовались наркотиками, восточной культурой, а также нас интересовал монтаж, коллаж и знаки зодиака. Мы попробовали смешать все эти элементы вместе и отобразить на обложке, придать ей сюрреалистически-кислотный вид.

Для создания обложки использовалось 13 изображений, наложенных друг на друга.

Сторм Торгерсон:

Комиксы Marvel, астрология, алхимия, вращающиеся структуры, открытый космос и таинственная инфракрасная фотография – всё это было брошено в одну кучу, не смешивающуюся, как не могут смешаться масло и скользящая по нему капля воды, всё это накладывалось друг на друга, плавая, как во сне. Это был сумасшедший круговорот из повседневных вещей и космических объектов, которые кто-то умудрился уронить в болотный ил.
Коллаж, послуживший основой для обложки
Коллаж, послуживший основой для обложки

Критики же не разделили восторгов музыкантов и слушателей (альбом занял девятое место в Британии). Джим Миллер из Rolling Stone писал: К сожалению, второй альбом группы Pink Floyd, не так интересен, как первый, и на самом деле довольно посредственен. Заглавная песня альбома представляет собой одиннадцать минут психоделической попсы. Уотерс является неинтересным автором, вокалистом и бас-гитаристом. Его композиции скучны мелодично, гармонично, и лирически.

Обозреватель New Musical Express назвал альбом подборкой неплохих песен, которой сильно повредили сумбурные эпизоды развернутой электронной психоделии.

Интернэшнл Таймз отметили, что здесь мало нового, более всего нападали на заглавную вещь за то, что она слишком длинная, слишком скучная и абсолютно лишена изобретательности. Но, завершая обзор, добавили: Пластинка стоит того, чтобы ее купить!

Что касается концертной судьбы композиций, то из семи треков живое воплощение получили

Самой «живучей» из представленных композиций оказалась Set the Controls for the Heart of the Sun, группа исполняла её вплоть до турне в поддержку Dark Side of the Moon в 1973 году, после её взял на вооружение Роджер Уотерс и исполнял в турах с 1984 по 2016 годы.

Remember a Day, если верить сайту setlist.fm исполнялась всего 3 раза в 1968 году, а после спустя 40 лет была единожды исполнена Дэвидом Гилмором сольно в память об ушедшем Ричарде Райте.

Также далеко в прошлом для Floyd осталась Let There Be More Light, исчезнувшая из сет-листа в 1969 году.

Заглавный трек продержался до знаменитого концерта в Помпеях, где был исполнен в последний раз. Остальные композиции на концертах не исполнялись.

И казалось бы, A Saucerful of Secrets остался дитём своего времени, и потерялся в свете величия других работ группы, но в 2018 году положение исправил Ник Мейсон.

Группа Nick Mason’s Saucerful of Secrets
Группа Nick Mason’s Saucerful of Secrets

Собрав по инициативе Гайя Пратта группу под названием Nick Mason’s Saucerful of Secrets барабанщик решил составить репертуар из произведений группы периода 1967-1972 годов, а там очень много забытых жемчужин, и отправился в мировой тур.

И вот в этот репертуар попали Let There Be More Light, Set the Controls for the Heart of the Sun, A Saucerful of Secrets и что очень приятно Remember a Day.

Не смотря на благое дело Ника Мейсона и его группы, второй альбом Pink Floyd всё же затерялся на фоне своего предшественника (уж Saucerful точно не удостаивался таких роскошных переизданий, как дебютник в 2007 году), да и сейчас не многие обращают на него внимания, обращаясь к более поздним работам, но свою задачу альбом выполнил, он дал понять, что Pink Floyd – это прежде всего коллектив самостоятельных творческих личностей, а не просто сопровождающий состав Сида Барретта. Детская сказочность дебюта уступила места отроческому поиску, который приведёт к тем вершинам, до которых добирались очень немногие.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.