Перед тем, как сказать зачем нам нужен русский мир, лучше всего описать его. Что такое русский мир?
Русский мир - это союз народов в рамках одной или нескольких стран, основанный на доминанте русской культуры и языка с политическим и цивилизационный центром в Москве. В свою очередь нравственные начала русского мира - это глубоко усвоенная на уровне стереотипов и привычек моральные установки православного христианства. Постхристианство - на языке политической науки.
В русском мире есть место как этническим русским, так и тем, кто считает себя русским по праву личного выбора, а также всем нерусским людям любой этнической и культурной принадлежности, уважающих ценности русского общежития. Русский мир отдельная цивилизация. Этого мнения придерживается и Западная академическая наука и русские философы.
Каковы главные ценности русского мира?
Взаимоуважение и равноправие людей и народов, неприятие идей расового или этнического превосходства, милосердие, деятельная добродетель. Приверженность идеям кооперации народов, против идеи эксплуатации народов. На этом стояла и историческая Россия (не смотря на риторику большевиков), и Советский союз.
В исторической ретроспективе, русские защищают себя, многие славянские и некоторые тюркские народы от поглощения большими западными и восточными цивилизациями. Русский мир всегда претендовал и будет претендовать впредь на лидерство в семье европейских народов, или как минимум на невмешательство этих народов в жизнь самой России.
Важным историческим началом русской цивилизации является перманентная борьба с колониальными державами, эксплуатирующими народы мира ради собственной выгоды.
Каков образ нашего будущего?
Спокойная жизнь в прогнозируемой экономической среде, где доминирует большая русская мечта: экономическая и интеллектуальная независимость от мира и государства: достойный дом, образованные дети, уютная среда обитания. Русские - народ художник, народ изобретатель, народ музыкант, народ трудолюбивых и терпеливых людей.
Русская власть
Русская власть часто авторитарная и незрелая потому, что лишена возможности долго и спокойно эволюционировать от количества к качеству.
В России возможна и нужна власть глубоко национальная (в хорошем смысле этого слова), с развитой политической эмпатией и эффективностью. Но для появления и установления такой власти России нужны многие годы спокойствия и позитивной политической селекции.
Частая смена доминирующих идеологем и постоянная внешняя и внутренняя угроза не позволяют России такую власть воспитать.
Огораживание бюрократии
Одной из ключевых и старейших проблем русской власти является ее бюрократическая самоизоляция. Всякая российская власть, от муниципального уровня, до уровня государственного всегда стремится стать самодержавной. Превратиться в суверена. Вначале ради интересов политических, в итоге, ради интересов личных. Так было со времен избрания Романовых на престол до наших дней.
"Суверены" замораживают процесс ротации бюрократии, превращая ее в осажденную народом крепость. Со временем любой "суверен" развращенный деньгами и властью окончательно отрывается от реальности, проваливая "свой участок работы". В одном случае это грозит некачественным ремонтом трубы или дороги, а в другом срывом всей программы государственного импортозамещения.
Проблема огораживания бюрократии тесно связана с отсутствием "глубины" русского общества. Эта проблема также существовала во все времена. Российская власть - это "олимп" на отвесной скале, на которой можно забраться с нечеловеческими усилиями, и откуда можно только сорваться вниз и насмерть разбиться.
Опустим другие причины появления такой системы власти, отменим лишь, что преодолеть эту порочную традицию можно через создания национального устойчивого во времени и пространстве глубоко эшелонированного общества. Советская система кадровой ротации, например смогла преодолеть только одну часть этой проблемы: создать эшелонированную лестницу вверх.
Важнейшая задача воссоздать лестницу вверх, и построить лестницу вниз, чтобы с "олимпа" не только падать, но и спокойно спускаться. Этот вопрос особенно актуален в 2020-е годы, когда подходит предельный биологический возраст многих соратников Путина.
Конкуренция цивилизаций вместо конкуренции систем
XX век стал веком конкуренции двух "больших историй" капитализма и социализма. Теперь на поле цивилизационной конкуренции снова выходят национально-культурные блоки - цивилизации.
Для успешной конкуренции в этом новом жестком, но равноправном мире цивилизация должна обладать не только землей, ресурсами и интеллектом, но и людьми. Этим обосновывается необходимость вовлечения в русскую цивилизацию десятков народов. Человеческий минимум, необходимый для успешной глобальной конкуренции "цивилизационного блока" экспертами оценивается в 250-300 млн. человек (население СНГ)
Такое количество людей соединенные культурными, языковыми и экономическими отношениями могут сформировать сильный, диверсифицированный и стабильный рынок внутреннего спроса и предложения.
Иначе говоря: чтобы обеспечить каждому шанс на достойную обеспеченную спокойную жизнь, нужно соединить под флагами Русского мира всю историческую Россию и часть восточной и южной Европы.
Зачем нам защищать русский мир
Великороссы от рождения знают, что у России есть исторические права. При этом часто замечал, что люди рожденные после развала СССР или брошенные в республиках СНГ такого мышления не имеют. Мы понимаем, что такое международное право. А что такое историческое право народа?
Историческое право народа — это культурно и исторически обоснованное право на воссоединение с культурно близкими народами и государствами в одно государство или блок государств. Любые действия русской армии и политиков на территории СНГ твердо обоснованы историческим правом русского народа на воссоздание Большой России.
Пульсирующая страна и мессианский народ
Россия — это историческая пружина. Она то сжимается до Москвы, то расправляется до Берлина и Парижа. Если бы был термин «пульсирующая страна», то Россия была бы именно такой пульсирующей страной. Россия страна мессианская, а русские — военный-мессианский народ. Главное отличает русских от других европейцев - Национальный антиэгоизм.
Это не хорошо, и не плохо, это просто факт.
Операция на Украине - это крайняя форма ответа Русского мира на военно-политическую агрессию, нацеленную на разрушение России через создание сети антирусских русофобских государств. Во многом этот поход является мессианским, хотя не всегда осознается так его участниками.
Без мессианской идеи русские жить не умеют. Хотят, но пока не получалось. Со времен Ивана Грозного мы несли и защищали свет Восточного Христианства. Потом во многом религиозную идею социализма. Спустя 30 лет исканий нашей идеей стал традиционализм и антиглобализм. Это вынужденный ответ на экономическую и культурную экспансию Запада. Экспансию глобальной диктатуры.
Российский патриотизм (к сожалению) часто жертвенность, и почти никогда длительное поступательное созидание. Русские могут ассоциировать себя единым национальным организмом только в эпоху больших войн и потрясений. Так было во время Смуты, в Отечественную Войну 1812 года, в Великую Отечественную Войну… И сейчас.
Материковые чувствуют Россию своей кожей. Россия очень редко в прямом смысле принадлежит нам. Россия часто относится к нам как мачеха. Но все мы знаем — она все равно наша. Мы russians и это наша Russia. В большинстве языков нет дихотомии Россия/Русские. Европейские и азиатские языки видят и слышат государство русских.
Россия такая какая есть, но она наша
Мы прощаем своей стране все ее несовершенство, вечную сырость и вялость ее государственных институтов, неустроенность общественной жизни и многое другое. Это выше логического понимания. Русские любят Россию. Иррационально любят, как мужчина любит эксцентричную женщину. Любовь русских к России настолько же иррациональна, насколько рациональна в Европе любовь местных жителей к своим странам. Это противоречие всегда делало нас "не совсем европейцами" в глазах Западных соседей.
Порой единственным шансом привести Россию в чувство, отряхнуть с нее налипшую за безвременье слизь, становится война.
В начале 90-х годов в России было очень мощное красно-коричневое патриотическое движение. Я как-то спросил у человека, стоявшего у истоков этого движения: почему власть не взяли?
- Алексей мы же были патриотами своего отечества, мы не могли взять его силой, оно же наше!
Русские никогда не отделяли себя от государства, и всегда гибли с ним вместе. Хорошее, плохое, отсутствующие, но все равно это наше государство. В этом всегда была сила и слабость русского патриотизма.
Как-то раз один оперативник в 2014 году спросил меня: «Алексей, зачем ты это все делаешь (имеется ввиду Битва за Донбасс)»? Я ответил ему: «Потому что верю в Россию и русских».
Он мне просто не поверил. Он был убежден, что служить России бесплатно без приказа просто невозможно, и я скорее всего ему соврал. Для одних Россия - это карьера, для других — судьба.
Какой бы не была Россия, кто бы ей не правил, власть на время, а Родина навсегда. Эту простую истину наш народ понимал всегда. А когда не переставал понимать - умывался кровавыми слезами.
Вместо эпилога
Русский мир- это система ценностей, это пласт истории и культуры, это язык и традиция, это отношение к миру, ближнему и самому себе. Русский мир - это историческая цивилизация объединяющая Европу и Азию, последний бастион на пути зла, откуда бы оно не приходило.
Наше будущее теперь будет либо в рамках сильного и воинственного Русского мира, который никому ничего не простит и не отдаст, или его не будет вовсе. Но это будущее вполне может быть комфортным и благоустроенным, если удастся преодолеть исторические парадоксы русского мышления, пропасть между народом и бюрократией и выстроить национальную экономику.
Дело за нами.