Найти тему

Стратегия и интуиция

Каждая компания проходит все стадии жизненного цикла: становление, рост, зрелость, упадок. И я как бизнес-стратег получаю разные запросы и задачи от собственников и ТОПов на разработку стратегии в зависимости от того, на какой стадии они сейчас находятся.

Так вот, запросы зачастую звучат так: «сделать оборот 2Х», «занять 30% доли рынка». Понятно, это агрессивные стратегии. Поэтому хочу поделиться с вами двумя сессиями, которые произошли буквально накануне событий 2022. И были как будто бы вопреки логике не агрессивными.

Речь пойдет о двух разных компаниях, но обе работают на рынке B2B. Одна компания занимается производством котельного оборудования, на рынке 19 лет. Другая — производством строительных конструкций, и находится на рынке 12 лет. То есть рынка оба B2B, но как вы понимаете абсолютно разные по динамике, наполнению, запросам ЦА (по сути – один рынок – почти полностью коммерческий с небольшой долей тендеров, второй – завязан на монопольные структуры, тендеры и т.п.).

Вернемся на год назад. В 2021 году мы также собирались на стратегические сессии. И, как я уже упоминала выше, обе компании планировали рост в 1,5 раза в 2021 году. Компания, которая занимается производством строительных конструкций сделала план уже в июне 2021 г., по году – 2 Х. Вторая компания выполнила цель на год. Для обеих компаний это был прорыв. До этого оборот стагнировал несколько лет.

И, казалось бы, на 2022 год их целью станет еще больший прирост. Но нет. Оба собственника (они не знакомы между собой) поставили задачу на оптимизацию бизнес-процессов в 2022 г., снижение затрат и повышение рентабельности. Без агрессивного прироста.

Название одной из сессий звучало: «Стратегия 20 на 80» (я думаю, всем знаком принцип Паретто). Команда искала ответ на вопрос «С помощью каких 20% усилий мы можем добиться 80% результата?».

Время покажет насколько цели будут достигнуты, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что обе этих стратегии оказались невероятно своевременными.