Все девочки мечтают о любви и дружбе, о мальчиках. Я хотела дружить с мальчиком с пеленок. И судьба дала мне друга. Это произошло как-то неожиданно, само собой.
Детство.
Как мы с Сашкой познакомились.
Я хорошо помню это, несмотря на то, что мне было мало лет.
Это было в 1979 году. Весной мы получили новую трехкомнатную квартиру. Она была на пятом этаже. Это был самый верхний этаж. Мне было скучновато на новом месте.
Вскоре у меня появился друг Сашка.
Было утро. Я вышла на улицу. Деревья были мокрые от дождя. Песок был сырой. У нас был огромный двор. В целом дворе никого не было, кроме меня и какого-то мальчика, который гулял в другом конце двора. Шли минуты. С каждой минутой мы потихоньку приближались друг к другу. Вернее он ко мне приближался. И вот, наконец, мы оказались в двух шагах друг от друга.
Мы немножко погуляли рядом. И, вдруг, он сказал:
-Как тебя зовут?
-Таня, сказала .
-Давай с тобой дружить? – сказал мальчик.
-Давай, сказала я.
-Я живу в этом доме, в этом подъезде, на пятом этаже, вон мои окна, - сказал он.
-А я живу в этом же доме, в этом же подъезде, на пятом этаже, вон мои окна, - сказала я.
Мы с Сашкой были тогда одинакового роста. У него были правильные черты лица, пепельные волосы и голубые глаза. Он родился в Астрахани и недавно приехал в наш город вместе со своими родителями. Он был на восемь месяцев старше меня. У Саши всегда было отличное настроение. У меня прошел депресняк, когда я стала общаться с Сашей.
Как мы с Сашей учились читать.
С пеленок я любила, когда мама рассказывала мне стихи, читала. Как только я начала хоть что-то говорить, я стала все время просить маму почитать мне. Я любила стихи Пушкина, сказки. Но у мамы было мало времени, чтобы читать мне. По наущению соседки, мамы Саши, она решила попробовать научить меня читать. Моя мама купила деревянную азбуку. Мне тогда было четыре с половиной года. Месяца за два я выучила буквы. Потом мама купила книжку-азбуку и стала учить меня по ней читать.
Помню, как мы отмечали мой день рождения. Мне исполнялось пять лет. Подарок, который мне больше всего понравился – это стопка книг. Стихи и сказки Пушкина, Дети подземелья, Носов и другие. С тех пор моим любимым занятием стало чтение.
Когда Сашины родители узнали, что я научилась читать, они стали учить своего Сашу. И потом проверили у нас скорость чтения. Я читала быстрее Саши.
Я с отцом - Николаем Васильевичем.
Мой отец (Николай Васильевич Ломов) закончил гусевской стекольный техникум. Он работал сначала на хрустальном, а потом на кварцевом заводе. Моя мама (Наталья Викторовна Ломова (Шулик)) закончила педагогическое училище. Работала воспитателем детского сада.
Отец Саши (Юра Соколов) получил высшее медицинское образование. Работал врачом. Мама Саши (Галина) закончила гусевской стекольный техникум. Работала сначала на заводе стекловолокно, а потом на кварцевом заводе.
Наши игры с Сашей.
С соседом Сашей мы часто ходили друг к другу в гости. Мы играли в школу. Он был учеником-хулиганом, а я директором школы. Еще мы играли в больницу. Он был врачом, а я пациенткой. Также мы играли в войну, точнее в русского солдата и немецкую фашистку.
Когда нам было лет по шесть, мы пытались научиться курить. Была весна. Снег стал рыхлым, в дырочку. Мы спустились на первый этаж нашего подъезда. В подъезде было грязно и сыро, на полу валялись окурки. У нас были спички. Саша подбирал с пола окурки и пробовал докуривать их. Предложил мне. Но я отказалась. Докурились мы до того, что Саша опалил брови. Я была влюблена в Сашу. Сашка обещал на мне жениться.
Школа, танцы, балет и Сашка.
Я пошла в школу.
Я перед первым классом.
Мне очень запомнился мой первый школьный день. Погода стояла хорошая: ласковое осеннее солнце грело деревья, птиц, людей. В этот день было всего три урока.
На одном из них нам дали задание нарисовать что-нибудь. Я нарисовала пляж и купающихся и загорающих людей. А родителям дали задание принести макулатуры.
Мою первую учительницу звали Свиридова Галина Владимировна. Она была молодая и красивая. Меня часто пересаживали с места на место. Я сидела и на первой, и на последней парте и посередине. Там я подружилась с Надей Реховой. Я ходила на продленку. После уроков мы гуляли в лесу. Я любила кататься на лыжах, валяться в сугробах. Весной я ела молодые сосновые иголки. Уроки чтения были для меня очень скучны, я давно умела читать. Саша Соколов был командиром в своем классе. Я была рада за него, потому что он был лидером в своем классе.
Танцы и балет.
Когда мне было пять лет, родители захотели, чтобы я ходила на танцы. И вот, однажды, меня привели в дом культуры Хрустального завода. Меня не хотели принимать, потому что я была маленькая. Но папа уговорил преподавательницу. Мы занимались хореографией, учили танцы.
Пришло время танцевать по парам. Меня выбрал как раз тот мальчик, который мне нравился. Его звали Саша Садков. Вела танцы Ольга Владимировна Кузнецова. До сих пор я ее помню. И мне хотелось бы быть похожей на нее. Через год меня перевели на балет. К концу моей Гусевской жизни, я в первый раз участвовала в концерте. Я никогда этого не забуду.
Саша Соколов приходил смотреть как я занимаюсь.
Из Гусь-Хрустального в Ростов-на-Дону.
Это было как во сне. Папа проводил нас до Москвы. Мама улыбалась ему, когда поезд поехал.
Когда мы зашли во двор к бабушке Ане, она варила борщ. Мне подарили коричневую шубу из натурального меха. Но я особо не обрадовалась. С каждым днем мне становилось все тревожнее и беспокойнее. И, наконец, мама сказала мне о том, что я буду жить в Ростове.
Первое впечатление у меня от этих слов было такое: мама показалась мне каким-то неродным, чужим человеком. На следующее утро я проснулась, ярко светило летнее солнце. Я дошла до коридора. Завалилась на диван и заплакала. Я подумала, что моей счастливой жизни пришел конец и, может быть, я уже не увижусь с Сашкой.
Мама и бабушка, когда проходили мимо, смеялись надо мной. Я обозлилась на них, возненавидела Ростов и ростовских людей. С этого момента я стала какой-то другой. Я стала резко не похожа на ту девочку, которой была раньше. У меня изменилась даже внешность. Я не разговаривала ни с кем, ни с кем не дружила, и мечтала о том, как я когда-нибудь вернусь в Гусь.
Отрочество (10-15 лет). Встречи с Сашей.
В этот период я занималась художественной гимнастикой. Я тренировалась каждый день, кроме воскресенья. Больше всего мне нравилось выступать на новогодних елках, а также участвовать в различных мероприятиях, танцевать аэробику. Я любила участвовать в соревнованиях по художественной гимнастике. А еще я с секцией ездила два раза на Черное море. Мы ездили в Вардане, это рядом с Сочи. Я привезла оттуда крупные ракушки.
Когда мне было 11 лет, летом, я ездила в Гусь вместе с отцом и сестрой. Я пришла в гости к Соколовым. Но Саша даже толком не поговорил со мной. Я обиделась на него. Он посоветовал мне прочитать «Одиссею».
В этот период, точнее в 12 лет, я познакомилась в Ростове с Андреем. Мы познакомились на площади Ленина. Он проводил меня до дома. И когда мы ехали в лифте, он начал целоваться. Этим он сбил меня с толку.
В 1990 году, зимой, мы всей семьей ездили в Гусь. Были новогодние праздники. Четвертого января я с мамой и с Людой пришли к Соколовым. Саши дома не было. Он ушел с друзьями в кино. Пришел дядя Юра с работы. Накрыли для нас с тол. Выпили, закусили.
Пришел Саша. Когда он увидел нас, гостей, у него пропал дар речи. И он ушел в другую комнату. Я и Люда пошли за ним. Он немного рассказал о себе. Что ему все скучно, ничего не охота, все лень. Потом мы сыграли в домино. А Люда сыграла с ним в шашки. Пока они играли, я смотрела на Сашу. Я была без очков. Но я сидела близко к Саше, и мне было видно нормально. Я опустила глаза и увидела на его носке дырочку. Он заметил это и спрятал ее. Я предложила Саше переписываться. Но я просила, чтобы он первый мне написал.
В 1991 году летом я с отцом и с сестрой снова ездили в Гусь. Я хотела сходить в гости к Саше, но постеснялась. Мы с Людой сидели на скамейке рядом с домом в котором жил Саша. И однажды он прошел мимо нас. Но он не поздоровался с нами. И мы с ним тоже не поздоровались. Я поняла, что Саша все так же нравится мне.
Юность. Десятый класс.
Перед десятым классом на меня напали страх и неопределенность. Учиться я не хотела. Но родители, особенно папа, заставили меня. Я не знала куда мне деваться и что мне делать вообще. И поэтому пошла в десятый класс. Это время мне показалось адом.
Я поменялась с Олей Купцовой классами и попала в класс, где были Валера Донсков и Андрей Бревнов. Они обижали скромных и тихих девочек. А так как я была такая, то мне доставалось от них по полной программе. Я была супер такая.
Отдушиной для меня был УПК. Там я обучалась машинописи и делопроизводству. Печатала я быстро. По делопроизводству тоже было неплохо. Но мне говорили, что в моих документах нет души. А мне и правда казалось, что у меня нет души.
У меня было чувство что моя душа осталась в Гусь-Хрустальном. Ростов меня не радовал. Я чувствовала себя очень одиноко. В школе я не нашла никого по своему характеру. Я была белой вороной. Родители мне не уделяли достаточно внимания. Не смотря ни на что, я решила закончить десятый класс и никуда не уходить из школы, в которой я училась.
Мои родители были из разных городов. В моей жизни было две родины – Гусь и Ростов.
И я с самого детства отличалась и от гусь-хрустальненских ребят и от ростовских. Но я себя лучше чувствовала с гусевскими людьми. Как бы это объяснить, в Гусе я была – гусевчанка, в Ростове – ростовчанка. Я толком не могла понять, кто я.
Сейчас я понимаю, что хорошо в любом городе России. А тогда я сильно тосковала и переживала по этому поводу. Хорошо было бы увидеть разные интересные места и разные города России. Я мечтаю об этом сейчас. Мне сейчас 46 лет (апрель, 2022 год).
НИИ микробиологии.
В РГУ я не поступила. Пошла учиться на курсы на оператора ЭВМ. Там я забыла то, что знала. В конце обучения я проходила практику в НИИ микробиологии, в Северо-Кавказском центре по борьбе со СПИДом. Там я познакомилась с врачами – Николаем Владимировичем Орловым, Ириной Журавлевой, Ниной Михайловной Тормозовой, психологом Дмитрием Воронцовым.
Мы все работали в одном кабинете. Он назывался «птичье гнездо» потому что там почти у всех были птичьи фамилии. Однажды Нина Михайловна попросила меня помыть окно в нашем кабинете. Пришло время обеденного перерыва. Все стали пить чай. Николай Владимирович сказал мне:
- Поиграй на компьютере.
- Не хочу,- сказала я.
- Хотите чаю? – сказал Николай.
- Я дома попью, - сказала я.
- Играться вы не хотите, чаю вы не хотите, окна вы мыть не хотите. А чего же вы хотите?
После чего я скорчила такую улыбчивую гримасу, что он сказал мне:
- Идите домой.
Я сказала: «До свидания». Но ответа не прозвучало.
ВТУЗ.
После курсов я поступила во ВТУЗ ( РИАТМ). Сама не знаю зачем. Учиться было скучно и трудно. Одновременно с учебой я проходила практику на заводе «Ростсельмаш». Я была учеником слесаря-электрика по ремонту электрооборудования. Но меня там никто ничему не учил. На заводе я познакомилась с электриком Сережей. Он меня поцеловал и предложил встречаться. Я отказалась. Ему было – 28 лет а мне -19.
Еще во время учебы я дружила с мальчиком – Димой Сусловым. Он носил очки. До ВТУЗа как и я окончил какое-то училище. У него был друг Гена. Мы с Димой часто ездили вместе домой. Он хотел придти ко мне пить чай. Но я его не пустила. Еще я общалась с Сашей Прохоровым. Он был старше меня, я была хороша, в моем маленьком теле гостила душа.
На этом фото я думаю о Саше.
Мой отец в молодости был симпатичным (алкоголь все испортил). Сашка Соколов чем-то напоминал мне моего отца. И внешне, и по характеру. Саша был красивым мальчиком. Мы дружили с ним несколько лет. И вот, когда я потеряла Сашу, я заметила что все мальчики и все мужчины – настоящие уроды по внешности. А я хотела чтобы у меня был красивый друг. И желательно, чтобы был похож на моего отца.
Поездка в Гусь-Хрустальный после первого курса ВТУЗа. Мне – 19 лет.
Я люблю фотографироваться.
После первого курса я ездила с дедушкой Василием Михайловичем в Гусь. Во Владимире дед посадил меня на электричку и я поехала. Дед отправился к себе в Суздаль. Я еле узнала свою остановку. Но все же узнала. Дошла пешком до дома, где жила бабушка Агнесса. Погода была дождливая, мокрая, лужи на дорогах. Я скучала все дни.
В последний день я пошла к Соколовым. Дома была тетя Галя. Мы пили чай и говорили о Саше. Она сказала, что он только в этом году закончил техникум. Сейчас торгует на базаре. Потом я посмотрела фотографии. И пошла домой. В Ростов я ехала в купе – с грузином и двумя украинцами. Жаль, что не увиделась с Соколовым. Теперь не скоро, а может никогда не увидимся.
Я стояла перед выбором – Сашка или мама. Я выбрала маму и жизнь в Ростове. Так я предала свою мечту и саму себя. Когда я вернулась в Ростов из поездки в Гусь, у меня появилось чувство беззащитности и незащищенности. Оно было очень сильным и невыносимым.
Эпилог.
После приезда из Гусь-Хрустального, я стала работать контролером ОТК на складе металла, на Ростсельмаше. Мне это не нравилось. Я не успевала учить уроки. И в результате решила бросить ВТУЗ. После этого я пыталась найти работу. Ничего не получилось. Я стала читать разные книжки, в том числе религиозные. Перестала спать по ночам.
Мне очень хотелось общаться с каким-нибудь мальчиком. Но все они казались мне уродами. Я часто вспоминала Сашу Соколова. Никак не могла его забыть. Мне в голову стали приходить странные мысли. Мне стало казаться, что может быть, так угодно Богу, чтобы я была одна.
Так или иначе, все мое детство, отрочество и юность были связаны с Сашей. Да и вся моя последующая жизнь. Какой бы я была, и как сложилась бы моя жизнь, если бы в моей судьбе не было Сашульки? Я не могу себе представить. Вся моя жизнь проходит «под знаком» Сашки Соколова.
А Вы помните своих первых друзей? Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
Если текст понравился, ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал.
Авторские права защищены.