Поскольку править морями Британии сейчас не под силу, а амбиций — «хоть отбавляй», то Лондону, мечтающему о возвращении былого величия, необходим новый глобальный вызов. Поэтому он решил превратить Британию в ветровую «Саудовскую Аравию».
Так теперь выглядит новая стратегия энергетической безопасности Туманного Альбиона, о которой поведал информационный веб-сайт государственного сектора Соединённого Королевства GOV.UK.
Согласно данной стратегии Великобритания не может далее оставаться «энергетически зависимой от иностранных источников энергии», британский обыватель не может далее расплачивается за ранее принятые ошибочные решения и недальновидность стратегического мышления власти.
Правительство Бориса Джонсона уже оказало помощь более чем на £9 млрд. для семей, борющихся со своими счетами за энергию. Но если действительно власть собирается снизить цены и сохранить их в долгосрочной перспективе, то Британии нужен поток энергии, который был бы доступным, чистым и, прежде всего, безопасным.
И основой обеспечения поставок такой электроэнергии в Великобритании станет ветровая и атомная энергетика. Согласно данной стратегии установленная мощность британских АЭС должна увеличиться к 2050 году с сегодняшних 9 ГВт до 24 ГВт, что позволит покрыть порядка четверти потребления (сейчас атомная энергетика обеспечивает потребности Королевства примерно на 15%).
Главное направление в энергетической безопасности Соединённого Королевства отведено развитию ветроэнергетики. Установленная мощность морских ветроэлектростанций (ВЭС) к 2030 году должна увеличиться практически вдвое до 50 ГВт (из них до 5 ГВт — плавучие ВЭС).
Сейчас, по данным Европейской ветроэнергетической ассоциации WindEurope, в Великобритании совокупная установленная мощность ветроэлектростанций составляет около 26,8 ГВт (14,07 ГВт — сухопутные и 12,74 ГВт — морские). По мнению британского правительства, именно такой решительный рывок позволит Соединённому Королевству стать ветровой «Саудовской Аравией».
Как говорится, все бы ничего, и как бы вписывается данный план в широко рекламируемый кабинетом Бориса Джонсона «зелёный» тренд, плюс в заявленный им курс на отказ от импорта российских энергоносителей, да вот только одна «заковырка» присутствует в этой помпезной стратегии.
Этой же самой стратегией предусматривается проведение аукциона на выдачу лицензий для разработки новых нефтегазовых ресурсов в Северном море.
Британское правительство полагает, что после достижения к 2050 году «чистого нуля» по выбросам СО2, Великобритания будет продолжать потреблять порядка 25% от текущего уровня спроса углеводородов, и обеспечиваться они будут за счёт собственной добычей — а как же с климатической безопасностью быть?
Удастся ли Борису Джонсону воплотить в жизнь сию эпохальную энергетическую стратегию — большой вопрос. Его сегодняшние рейтинги и популярность среди населения Великобритании находятся на самом низком уровне, поэтому перспективы его дальнейшего нахождения у власти весьма туманны.
Кроме этого, есть более существенное препятствие, стоящее на пути реализации плана превращения Великобритании в «Саудовскую Аравию» в области ветроэнергетики.
Себестоимость оборудования для ВЭС начала расти ещё в прошлом году, а стабильность цепочек поставок для его производства была существенно подорвана разразившимся энергетическим кризисом, а также дефицитом необходимых для этого металлов и полупроводников.
Плюс никуда не делось и ещё одно «но», связанное с фундаментальной проблемой ветроэнергетики — непостоянство ветра как энергоносителя. Например, в мае 2021 года британская ветрогенерация поставила рекорд, заняв две трети в энергобалансе Королевства.
Однако в целом в течение 2021 года ветроэлектростанции на Туманном Альбионе (как и в прочих странах Европы) продемонстрировали очень низкую продуктивность. Так, доля британских ВЭС в энергобалансе Королевства из-за слабого ветра опускалась в отдельные периоды до 10% — ветер иногда просто не дует.
Поэтому Борису Джонсону и его кабинету неплохо было бы об этом подумать заранее, прежде чем объявлять о планах Великобритании стать ветровой «Саудовской Аравией».
Как бы британскому обывателю в будущем не пришлось получать растущие счета не по причине роста мировых цен на углеводороды, а из-за постоянного удорожания себестоимости оборудования для ВЭС и их эксплуатационного обслуживания.