Несколько лет назад, когда мы начали обучать детей английскому языку, ставили перед собой задачу сделать процесс обучения для ребенка максимально эффективным. Мы изучали опыт отечественных и зарубежных коллег, наблюдали за статистикой, участвовали в научных совещаниях и круглых столах. Для нас было очевидным, что нет одной идеальной системы и методики – в той или иной степени у каждой из них есть плюсы и минусы.
Сравнивая подходы обучения в российских и международных школах, мы сделали вывод, что наша школа дает сильную грамматическую базу, но иногда в ущерб лексической и разговорной составляющей. В то время как школьники из международных школ обладали навыком свободной речи, грамматическая подготовка была не на самом высоком уровне.
На разницу в подходах и, в результате, на эффективность обучения, накладывался тот факт, что дети довольно быстро теряют интерес к стандартизированному обучению, предпочитая зазубриванию правил английского языка занятия по интересам.
В течение всей нашей деятельности мы пробовали разные подходы, анализируя полученные результаты. Лучшие показатели давали занятия по системе CLIL.
CLIL – это контентно-языковое интегрированное обучение. Если упростить, то это преподавание предметов учащимся на языке, который не является для них родным.
Здесь надо отметить, что мы не изобрели велосипед. Эта система давно себя оправдала и показала высокую действенность в обучении детей по всему миру. Концепция оформилась в 1994 году благодаря профессору из Финляндии Дэвиду Маршаллу. Хотя термин «CLIL» считается относительно недавней европейской инновацией, методические находки CLIL использовались задолго до 1994 года.
Стоит обратить внимание на два элемента этой концепции.
Предмет – это может быть любой предмет школьной программы от физики и геометрии, до занятий по искусству и ОБЖ.
Язык – это язык, используемый в классе для изучения предмета.
Когда мир захлестнула пандемия и все мы были вынуждены проводить больше времени в изоляции, многие родители предпочли, чтобы их дети коротали свой досуг максимально полезно, а именно за учебой. Это коснулось и изучения языка.
За несколько месяцев до этого мы заключили партнерские соглашения с группой преподавателей из Оксфорда, и вместе с ними приступили к реализации программы по методу CLIL. Это были краткосрочные курсы, где помимо английского языка, дети изучали научные предметы, проводя опыты дома, а также бизнес, историю и математику. Несмотря на скептицизм со стороны некоторых родителей, результативность программы превзошла даже наши ожидания. Дети стали смелее говорить на английском языке, поняли природу многих явлений, вследствие чего увеличился их интерес не только к языку как к средству общения, но и к некоторым школьным предметам.
Например, на уроках Art&Design мы проводили занятия по рисованию на планшетах. Каждый предмет, используемый во время урока, был назван на английском языке. Назывались действия, необходимые для начертания линий, была дана информация о рисунке, который воспроизводили ученики, об эпохе и стиле этого рисунка, о его роли в историческом процессе развития искусства. Все это не в академичной и тяжеловесной форме, а как практика собственных навыков с применением иностранного языка.
Благодаря интегрированному обучению на занятиях наши ученики смогли развить свои интересы, понять принципы проектного и междисплинарного подхода к образованию.
Вдохновленные результатами, мы запустили годичный курс «Oxford online school» и затем продлили его еще на год, и он продолжается по сей день.
Еще раз хотелось бы пояснить: CLIL — это не языковой класс. Это предметный класс, который преподается на иностранном языке. В то время как дети изучают предмет, они также изучают новый язык вместе с ним. Один из важных выводов, которые мы сделали – это неразрывная связь между методом CLIL и развитием soft skills у детей. Мы особенно выделяем среди них аналитическое мышление, решение задач, коммуникативные навыки.
Кроме того, мы посчитали нужным ввести в процесс обучения проектную деятельность как обязательную активность для каждого нашего ученика. Собственный учебный проект позволяет начать изучение английского языка через призму собственных увлечений и интересов, что дополнительно мотивирует и стимулирует интерес ребенка к обучению.
Поскольку в обучении используется иностранный язык, ученики могут сначала дезориентироваться. Но это нормальный опыт обучения. Практика показывает, что после первого погружения наступает стабильность, и дети могут увереннее изъясняться на иностранном языке, все меньше используя жесты и мимику.
Со временем, в процессе исследования и изучения предмета, выполнения заданий, общения с одногруппниками и привычной учебной деятельности, у ученика формируются новые лингвистические компетенции. Полученные таким практическим способом, они прочно укореняются в опыте каждого ребенка и становятся основой дальнейшего изучения иностранного языка.
©Диана Муканова, директор Kew School