Голландец Питер ван дер Фес родился под счастливой звездой, потому что оказался в нужном месте в нужное время. Место – это Англии, куда он перебрался из Голландии в 1641 году. Как раз в то время, когда скончался Антонис Ван Дейк, придворный живописец короля, и Питер занял его место. Правда, уже началась Английская революция, и в 1649 году король Карл I Стюарт был казнён. Тем не менее, голландец, не растерявшись, создаёт портреты захватившего власть лорда-протектора Оливера Кромвеля и прочих пуритан. Стоит заметить, что больше всего он всё же любил писать картины на религиозные и мифологические темы, но быстро понял, что в Англии больше востребована портретная живопись. Стоило только вернуться Стюартам, как в 1661 году Питер уже становится придворным художником нового короля и принимает английское подданство. Ещё до этого он сменил имя на Питера Лели (дань семейной истории: геральдическая лилия была изображена на фронтоне дома его отца, голландского офицера). В творчестве «лучшего живописца Англии» мне больше всего нравится «Автопортрет» 1660 года, несмотря на его тёмный колорит. Голова сорокадвухлетнего художника обращена к зрителю, но взгляд какой-то неопределённый, что придаёт ему загадочность. Поза же Лели напоминает «Автопортрет» его предшественника Ван Дейка, что не удивительно: ведь начинал он свою работу в Англии с реставрации работ этого художника. Но Питеру явно не хватает изящества и тонкости последнего, в его картинах больше голландской основательности.
Питер жаловался на англичан, имея в виду короля и дворян, что «они хотят иметь лишь скучные портреты самих себя и своих любовниц» без глубокой психологической характеристики, характерной для голландской живописи. Однако на «Портрете Карла II Стюарта» во взгляде и плотно сжатом чувственном рте короля чувствуется плохо скрытая злость, накопленная за двадцать лет изгнания. Недаром о последних Стюартах говорили, что они ничего не забыли и ничему не научились. Вместе с тем, Лели пошёл навстречу заказчику, проявив здесь недюжинный талант колориста: синее небо словно отражается в блестящих вороненых доспехах Карла, в то время как подсвеченные солнцем облака и драгоценная королевская корона на подоконнике открытого окна уравновешивают парчовый занавес за его спиной. Но особенно великолепна холёная рука Стюарта, лежащая на золотом эфесе шпаги.
Избрав своим местопребыванием дворец Сент-Джеймс с прекрасными садами и обширными парками, Карл создал из него второй Версаль. Все красивые молодые женщины, появляющиеся при дворе, рано или поздно становились любовницами короля. Однако с одной из самых любимых своих фавориток, Барбарой Палмер, он познакомился ещё в Гааге, куда бежала после революции королевская семья и другие роялисты, в том числе, Барбара с мужем. Поговаривали, что свою первую ночь после возвращения в Англию Карл провёл именно с ней. Позже он сделал любовницу герцогиней Кливлендской, чтобы она могла передать титул их старшему сыну Чарльзу Фитцрою. Именно с ним Лели изобразил её в виде Мадонны (всех пятерых детей Барбары от короля называли Фитцроями). На лице фаворитки, сидящей между массивной колонной и открытым окном, застыла любезная улыбка. Её красивые глаза, унаследованные ребёнком, соперничают по блеску с розовым шёлком одеяния и золотистой каймой покрывала на голове. Особенно трогает нежный жест матери, придерживающей сына, и его ручка, протянутая к ней.
Очень мило также выглядит Шарлотта Фитцрой, вторая дочь короля и Барбары Палмер, которой темнокожий мальчик подаёт виноград. Эта работа, скорее всего, была написана, когда Шарлотте было девять и она была помолвлена с Генри Ли, первым графом Личфилда, за которого вышла замуж в 1677 году, когда ей было всего двенадцать лет (жених был на год старше). Взгляд девочки не детский, мудрый, она смотрит как бы мимо зрителя. При этом она одета наполовину в классическую, наполовину в современную ей одежду. Рельеф с путти и козой за её спиной намекает на легкомысленную юность её отца, Карла II. Виноград же – символ девственности, а обнажённая нога показывает, что у неё нет изъянов в фигуре. Но с каким восторгом смотрит на Шарлотту маленький мулат!
А вот изображение Фрэнсис Стюарт на фоне вечернего пейзажа - это целиком парадный (скучный) портрет. Лук в левой руке дамы свидетельствует, что она представляет здесь Диану-охотницу. Правда, с модными тёмными локонами, обрамляющими её красивое, но абсолютно бесстрастное лицо, и в роскошном платье с развевающейся драпировкой сзади она похожа, скорее, не на античную богиню, а на придворную даму, которая вышла прогуляться по парку. Всё сверкает золотом: и её наряд, и природа вокруг, как бы намекая на те блага, которые сыпались на Фрэнсис со всех сторон. В неё одновременно были влюблены король, его брат Яков и двоюродный брат Карла Стюарта герцог Ричмонд. Чтобы никого не обидеть, Фрэнсис сожительствовала со всеми тремя, не говоря уже о других её любовниках, не принадлежавших к королевской семье. Родив от Карла дочь, Ребекку Стюарт, она вскоре сбежала с герцогом Ричмондом и тайно обвенчалась с ним. Карл II недолго сердился на изменницу и вскоре молодая герцогиня Ричмонд снова оказалась в объятиях короля.
Именно Карл II разрешил женщинам играть в театре. До него женские роли в пьесах исполнялись юношами, а иногда и взрослыми мужчинами. Одной из первых профессиональных актрис стала Нелл Гвинн, дочь отставного солдата, которую взял на содержание лорд Дорсет. Дав ему место при посольстве во Франции, Карл II переманил актрису к себе за ежегодное вознаграждение в 500 фунтов стерлингов. Через четыре года этот оклад повысился до 60 000. Питер Лели написал несколько портретов Нелл, в том числе, в виде Венеры. Маленького росточка, щуплая, она совсем не походила на других королевских фавориток, зато обладала весёлым, добродушным характером и с ней нельзя было соскучиться. При взгляде же на картину лично у меня возникает чувство дискомфорта, словно её слепили из двух частей, которые даже по колориту противопоставлены друг другу. Признаться, мне больше нравится пейзаж. Что же касается Нелл, родившей королю двоих детей, то она здесь кажется более земной, чем признанные красавицы, которых портретировал Лели.
По колориту «Портрет Луизы де Керуаль, герцогини Портмутской» тоже отличается от других картин Лели. Эту юную бретонку привезла в Англию в 1668 году сестра короля, Генриетта Анна Стюарт, бывшая замужем за герцогом Орлеанском, братом французского короля Людовика ХIV. Карл II сразу положил глаз на красавицу, которая стала его фавориткой, затмив и Нелл Гвинн, и других любовниц короля. На портрете мы видим хорошенькую брюнетку с хитрыми чёрными глазками, по-детски пухленьким личиком и роскошными кудрявыми волосами, которые она демонстрирует зрителю. Наряд благородных серо-белых цветов подчёркивает изящную и, вместе с тем, кокетливую позу француженки, сидящей у окна, за которым виден королевский парк. «Шёлковый пояс девицы Керуаль связал Францию с Англией!» – писал один из современников. Родив королю сына, она получила титул герцогини Портсмутской. Интересно, что потомками Карла и Луизы Керуаль являются обе жены принца Чарльза, сына нынешней английской королевы Елизаветы – покойная принцесса Диана и ныне здравствующая Камилла, герцогиня Корнуэльская.
Любимая сестра короля Генриетта Анна Стюарт немало поспособствовала заключению союза между Францией и Англией, часто выступая в качестве посла Людовика ХIV. Именно по замыслу последнего Генриетта представила Карлу Луизу Керуаль, которая заставила Стюарта ввести свободу вероисповедания в протестантской Англии. Герцогиню Орлеанскую считали красавицей как на родине, так и на материке, где её прозвали: «Минетта» (Кошечка). Портрет кисти Лели подтверждает это. Нельзя не залюбоваться покатыми плечами, высокой грудью и изящными ручками принцессы. Жаль, что пышное платье и помпезная обстановка вокруг отвлекает внимание от её умного лица с проницательным, как у Карла, взглядом, и чуть иронической улыбкой. А ещё больше жаль саму Генриетту Анну, несчастную в браке и впоследствии отравленную фаворитом герцога Орлеанского.
Портреты Питера Лели являются отражением атмосферы фривольности, чувственности, первостепенной заботы об изящных манерах и моде, царившей при королевском дворе. Он был подлинным виртуозом в передаче роскошных платьев, драпировок, драгоценностей и других деталей антуража, как на ещё одном «Портрете Карла II Стюарта», написанном в 1670 году. Влюбчивый в детстве, ненасытно сладострастный в юности и в зрелых годах, развратный в старости – Стюарт постепенно превращался из эпикурейца в циника, подавая пример крайней разнузданности нравов всему двору. Одряхлевший от распутства и пьянства Карл II здесь похож на живую подкрашенную и подрумяненную мумию.
А что же королева? Прибыв из Лиссабона в Лондон, молодая португальская принцесса оказалась отрезана от двора двойным барьером языка и веры. Англичане с подозрением относились к Екатерине Браганца из-за того, что она была католичкой. Вдобавок, королева страдала от постоянных измен супруга и бездетности: трижды у неё случался выкидыш. Карл в общей сложности признал своими 14 детей от разных женщин, однако Екатерина так и не смогла родить ему наследника престола. С годами, однако, насмешки над ней уступили место уважению, потому что португалка никому не причиняла зла и была верна мужу. Недаром Лели изобразил её в белом платье с жемчужными украшениями, символизирующими чистоту и невинность. В то же время красновато-коричневый фон придаёт теплоту образу королевы, в тёмных глазах которой видна печаль, а на губах – лишь подобие улыбки. Король писал о жене: "Если я что-нибудь понимаю в людях - а думаю, это так и есть, - королева прекрасная женщина", и отвергал все предложения о разводе и повторном браке с протестантской принцессой.
И всё же основным заказчикам Лели был даже не Карл II, а его брат герцог Йорк. Впервые художник запечатлел Якова в возрасте тринадцати лет вместе с отцом Карлом I Стюартом за два года до казни короля. Эту картину можно приписать кисти Ван Дейка за глубину проникновения в образы. Особенно реальным кажется Карл, на лице которого читается обречённость. Миловидное же лицо Якова, подающего отцу карандаш, выглядит испуганным. После Реставрации Стюартов Лели писал герцога Йорка непрерывно и когда художник умер, в мастерской оказалось 16 непроданных портретов его главного заказчика. Кроме того, возглавив по воле брата английский флот, Яков заказал Лели портретную серию «Адмиралы» (1665—1667). Живописец обычно набрасывал лица и руки, а фигуру, фон и драпировки заканчивали его подмастерья или подрядчики.
Ещё раньше мужа герцогиня Йорк заказала Лели серию портретов «Виндзорские красавицы» (1662—1665), включив в неё придворных дам, которые, по её мнению, отличались красотой или выделялись иной особенностью среди других, и украсила ими свою спальню в Виндзорском замке. Яков познакомился с будущей супругой в 1659 году всё в той же Гааге, где Карл встретил Барбару Палмер. Привлекательная и умная молодая дворянка, бежавшая с отцом из Англии, имела много поклонников, но бросила их всех ради брата короля, который пообещал жениться на ней. Когда же дошло дело до исполнения обещания в виду беременности девушки, Яков пошёл на попятную. Тем не менее, Карл принудил его к этому браку, поскольку считал, что сильный характер Анны окажет положительное влияние на его безвольного брата. Лели изобразил Якова и Анну сидящими в шатре на фоне пейзажа. Если герцогиня смотрит прямо на зрителя, то герцог, устремив взгляд на супругу, правой рукой указывает на латинскую надпись на колонне, на которую опирается левой рукой с жезлом. В то время как Анна держит на коленях щит Якова, прикрывая им живот (намёк на беременность?) Впрочем, жизнь супругов была не такой гладкой, как на картине, потому что герцог Йорк прославился своими любовными приключениями не меньше, чем король.
Одной из пассий наследника престола была Арабелла Черчилль, дочь сэра Уинстона Черчилля. На своём детском портрете кисти Лели она изображена вместе с братом Джоном, будущим знаменитым полководцем герцогом Мальборо. Изображения детей кажутся у художника менее скучными, чем взрослых. Если Джон выглядит довольно хорошеньким мальчиком, то Арабелла с вытянутым невзрачным личиком менее привлекательна (зато у неё были красивые ножки, которые поразили Якова, когда однажды во время охоты она упала с лошади). Брат и сестра держатся за руки, что свидетельствует о дружбе между ними, которую они сохранили до конца жизни. Несмотря на то, что будущий герцог Мальборо страдал самовлюблённостью, о чём намекает нарцисс, который Арабелла протягивает ему. Нежные голубые и розовые тона тоже говорят в пользу их дружеских чувств. Более десяти лет Арабелла была любовницей Якова и родила ему четверых детей, одновременно не забывая продвигать карьеру брата. А потом вышла замуж за полковника Чарльза Годфри и была счастлива в браке.
Однако Анне Хайд, сумевшей обратить мужа в католичество, не суждено было стать английской королевой. Она умерла раньше, чем Яков II взошёл на престол, оставив ему двух дочерей Марию и Анну. В 1673 году сорокалетний герцог Йорк решил жениться на пятнадцатилетней дочери герцога Модены и «доброй католичке». Пожалуй, «Портрет Марии д'Эсте» - один из самых интересных среди однообразных женских портретов Лели. Статная, с прекрасной фигурой, Мария причёсана и одета по французской моде (среди её предков были Валуа и Медичи). Благодаря развитой фигуре и энергичному выражению лица она кажется старше своих лет. Правая рука герцогини тянется к цветку жимолости – символу вечной любви. При первой встрече Мария сразу понравилась жениху, чего нельзя было сказать о невесте, которая всякий раз заливалась слезами при виде изуродованного оспой лица Якова. Но потом она привыкла к мужу, подружилась со своими падчерицами и в 1685 году стала королевой. А спустя три года родила долгожданного наследника, которого пуритане сразу же объявили подкидышем. Обвинения в подмене наследника стали одной из причин Славной революции, в результате которой Якову II с семьёй пришлось бежать во Францию. Мария пережила мужа, умерев в нищете и одиночестве. Их же сыну, которого роялисты называли Яковом III Претендентом, так и не удалось вернуть корону предков.
В 1677 году старшая дочь Якова II и Анны Хайд вышла замуж за правителя Нидерландов. Лели изобразил Вильгельма Оранского как мужественного полководца в доспехах на фоне битвы, в то время как Мария Стюарт сидит рядом с букетом цветов (садоводство было её любимым занятием) в платье своего любимого голубого цвета. Это обычные стандартные изображения в стиле голландского барокко. Хотя Мария завоевала популярность среди голландцев, брак получился неудачным, Вильгельм изменял жене, детей у них не было. Однако в 1688 году, когда в ходе Славной революции отец Марии, католик Яков II, был низложен и бежал во Францию, парламент призвал на престол Вильгельма и Марию. Возможно, королеву в душе и беспокоило то, что она правит, когда отец её ещё жив, но своих душевных терзаний она не показывала и быстренько объявила своего единокровного брата, принца Уэльского, подкидышем.
Как и её старшая сестра Мария II, Анна не принимала католичество и была замужем за протестантом Георгом Датским. После смерти Вильгельма III Оранского принцесса вступила на престол. В результате 18 беременностей она родила только пять детей, из которых четыре умерли в младенчестве, а Вильгельм, герцог Глостерский, в возрасте одиннадцати лет. Таким образом, на Анне пресеклась протестантская линия Стюартов. Согласно Акту о престолонаследовании 1701 года унаследовать престол после неё должна была внучка Якова I София Ганноверская, а затем её сын Георг I. Сама же Анна хотела передать британскую корону своему юному брату Якову, который жил во Франции и которого она никогда не видела. Но этим мечтам не суждено было сбыться. Лели изобразил последнюю королеву из рода Стюартов в двухлетнем возрасте. На ней льняная рубашка, имитирующая классическую драпировку, а её головной убор украшает большое белое перо. Протянув ручки, она пытается поймать птичку, символизирующую стихию Воздуха или душу.
На своём более позднем «Автопортрете» Питер Лели уже облачён в парик – по-видимому, волосы поредели. Да и фигура только по пояс, растерял он свою былую самоуверенность. А вот взгляд – всё такой же. Наверно, насмотрелся всякого при дворе последних Стюартов. По свидетельству современника, Питер Лели был «великодушный и гордый человек». К сожалению, нет никаких сведений о его жене и детях, хотя есть упоминание, что он написал картину: «Художник и его семья». Где-то за год до смерти голландец был произведён в рыцари и стал именоваться: «сэр Питер Лели», достигнув вершин славы и богатства. Правда, на мой взгляд, до Ван Дейка ему далеко, зато благодаря «скучным» портретам Лели мы имеем представление о дворе последних Стюартов.#ОльгаКраева
Читайте также бесплатно на litnet.com мои романы: Ева Арк «Лоренца – дочь Великолепного», Ева Арк «Тайна короля», Ева Арк «Роза из Лотарингии», Ева Арк «Бургундская монахиня», Ева Арк «Кузина Екатерины Медичи», Ева Арк «Мальтийский рыцарь» и Ева Арк «Марина и цыган»