Ужас и паранойя под давлением соседей в картине Полански
Жуткий психологический триллер «Жилец» — является вторым фильмом квартирной трилогии Полански («Отвращение», «Ребенок Розмари»), а также одной из самых недооцененных картин режиссера, в котором он смело сыграл главную роль.
Основанный на романе Ролана Топора «Арендатор», рассказ, написанный совместно Жераром Браком, Полански и Роланом Топором, повествует о таинственном и замкнутом арендаторе Трелковском, который снимает квартиру в жутком старом жилом доме.
Сюжет
Польский эмигрант Трелковски, робкий парижский клерк, узнает о вакантной квартире через друга по работе. Во время визита в мрачное респектабельное здание его встречает хихикающая и оскорбительная консьержка. Трелковски узнает, что последний жилец, молодая незамужняя леди по имени Симона Шуль, госпитализирована после попытки суицида. Арендатор не может получить квартиру, пока не умрет нынешний арендатор, позже он заключает сделку с беспокойным пожилым домовладельцем.
Трелковски навещает мадемуазель Шуль, где знакомится с ее подругой Стеллой. Жертва ее не узнает и очищает комнату посетителей леденящим кровь криком. Социально неуклюжий клерк ведет Стеллу на фильм о кунг-фу Брюса Ли, после чего между ними завязывается роман.
Самоубийца умирает, и в квартиру въезжает счастливчик Трелковски. Но к несчастью для клерка, проживание становится кошмаром. Соседи жалуются на шум, когда его неприятные друзья по работе приходят на новоселье. Жильцы ни с того ни с сего часами стоят, глядя в окно коммунального туалета через двор от квартиры героя. Придирчивые соседи жалуются на шум из квартиры в часы, когда Трелковски даже нет дома. Властный домовладелец же постоянно упрекает клерка и угрожает выселением за излишний шум.
Жилец также отказывается подписывать заявление о выселении другого жильца, у которого есть дочь-инвалид, о которой он даже не знает, что делает его еще больше презираемым. Финальным аккордом безумия становится находка человеческого зуба за шкафом.
Под социальным давлением в совокупности с паранойей, Трелковски видит галлюцинации того, что другие жильцы сговорились довести его до самоубийства. В итоге арендатор сходит с ума, начинает переодеваться в женщину и становится все сильнее склонен к суициду.
Безумно только на первый взгляд
Нигилистический посыл фильма ясен: мир против Трелковски, а не наоборот. Картина производит ошеломляющее ощущение, что мир — это сцена, а люди в непосредственной близости от Трелковски находятся в постоянном перформансном режиме.
Смотреть «Жильца» интересно и нескучно потому, что это не совсем картина о безумии. Речь идет об эмоциональной изоляции, которая стала физической, и как она постепенно превращает в хаос человеческий рассудок.
Итог и оценка
«Жилец» однозначно заслуживает звание самого тревожного фильма, когда-либо снятый Романом Полански. Его кошмарное видение многоквартирного дома, как почти живого и абсолютно злобного существа остается непревзойденным в своих галлюцинаторных ужасах.
Личная оценка - 7.4 (7.8 - КиноПоиск)
Подписывайтесь на мой канал чтобы не пропустить новые обзоры на фильмы и не только. А также не забывайте ставить лайки :)
#обзор #рецензия #кино #фильм #фильм на вечер #ужасы #триллер #психологический триллер #страх