Или небольшой ликбез о том, как обманывают зрителя за кулисами.
Если вы хоть немного интересуетесь кино, то должны были натыкаться на различные фото и видео, где итоговый кинокадр сравнивают с расставленными под хромакей декорациями.
Зелёное полотно, простирающееся вдоль всего заднего плана, превращается в лучистый закат, а уродливые куклы, обтянутые салатовой тканью — в причудливых монстров. Здесь нас не обмануть, всё-таки не первый день смотрим на CGI-графику. Порой достаточно одного беглого взгляда, чтобы распознать, что в кадре является подлинным, а что — нарисованным с помощью компьютерной графики, не правда ли?
Неправда. Так я считал пару лет назад, будучи глупым и не особо посвящённым в закулисные дела кинематографа. На деле же, если CGI сделан грамотно, то вы даже не узнаете, что он есть в кадре. И используют его не только в сценах с живописными пейзажами и кровожадными монстрами — CGI можно увидеть даже в самых неожиданных местах.
Например, недавно я узнал, что руки Натали Портман из «Чёрного лебедя» искусственно удлинили, чтобы те выглядели более сюрреалистично, а Дженнифер Коннелли не могла заплакать в одной из ключевых сцен «Кровавого алмаза» — слезу пришлось нарисовать вручную.
Примеров можно накопать просто уйму: персонаж Джонни Деппа в «Мрачных тенях», будучи вампиром, ни разу не моргает, на табличке Брюса Уиллиса из «Крепкого орешка 3» не было слова «НИГГЕРЫ» (да, был реальный шанс получить от оных по шее), а усы Генри Кавилла из «Лиги справедливости»… ну… эм… просто перейдем к следующему абзацу, хорошо?
В итоге, мне стало интересно, как работает киношный «бэк-энд», и я стал копать в этом направлении. Пропустив через себя с десяток случайных статей на эту тему, я решил, что «реализм» и «реалистичность» — это, в общем-то, разные вещи.
Вспомнить хотя бы рекламу Nescafé, где в пустую чашку засунули влажный и подогретый в микроволновке тампон. Зачем? Так пар из чашки выглядел отчётливее, а потому и кофе казался ароматнее. Вот налитый кофе для меня стал реализмом, а тампон в чашке — реалистичностью. Кино снимают точно так же, и киноделы не только создают с нуля что-то выдуманное — они превращают «реализм» в «реалистичность».
Жесть, которую вы слышите в фильмах ужасов — это овощи
Зомби, поедающий гниющую плоть, вываливающиеся наружу внутренности, выдавливание глаз — вот это вот всё. Может, не всё из этого овощи, иногда используют другую еду. Фавориты у киноделов — арбуз и капуста.
Если ковырять арбуз, то можно получить звук, похожий на раздирание мяса. Бейте ножом капусту — получится хлюпанье крови в открытой ране. Разломайте сельдерей — получите перелом ноги, укусите помидор с характерным похрипыванием — и вот вам зомби за трапезой.
29, 341, 45, 119, 1311, 9
Нет, это не лотерея и не цифры из «Остаться в живых». Это всего лишь последовательность, которую произносит про себя массовка на заднем плане. Уж не знаю, почему именно эти цифры — просто какой-то британский ученый от мира кино провёл исследование и выяснил, что именно эта последовательность больше всего похожа на обыденную речь.
Массовка эти цифры заучивает, а потом проговаривает, но беззвучно (в микрофоны актёров не должны попадать посторонние звуки). Все эти «болтающие» актёры на фоне почти никогда не издают громких звуков. Даже если актёру на заднем плане нужно щелкнуть пальцами или хлопнуть в ладоши — он это симулирует.
Массовка в фильме «Разыскивающий» (1980) должна изображать оживленную беседу, не издавая при этом ни звука, а это не так легко, как может показаться
Актёры не едят по-настоящему
Когда я был маленьким, то считал, что актёрам в этом плане очень повезло. Каждый раз, когда в кадре появлялся персонаж, жующий что-то аппетитное, я полагал, что актёры могут специально заваливать дубли, чтобы наесться до отвала. Уж не обессудьте, мне тогда лет десять было.
Реальность же такова, что большинство сцен снимается далеко не с первого дубля, поэтому актёру и лажать-то не надо — всё равно сцену с поеданием «чего-то аппетитного» переснимут раз десять. А так как место в желудке не резиновое, то актёры в кадре жуют, но не глотают. Как только дубль заканчивается, им подносят урну, куда они выплёвывают пережеванную еду. Да уж, в детстве я об этом как-то не задумывался.
Вам ведь не нужно говорить, откуда этот отрывок, верно?
Ночные дороги всегда мокрые
Знаю, что это подсайт «Кино», а не «Игры», но помните этот скандал, когда люди заподозрили Marvel’s Spider Man в даунгрейде графики? Всему виной были лужи, которые показали на Е3, но убрали в геймплейном демо.
Даже не помню, чем закончились эти споры, но одно всё-таки стоит признать: мокрый асфальт более эстетичен для глаз. Киноделы это тоже прекрасно понимают, поэтому в следующий раз, когда увидите, как главный герой разъезжает по дороге в ночное время — обратите внимание на асфальт.
Зловещие тучи — это чернила в воде
Оказавшись в голливудском фильме, не стоит ждать ничего хорошего от затягивающегося зловещими тучами неба. Лучше особо не засматриваться, ибо на вас грядет либо природный катаклизм, либо НЛО. Воспроизвести такие мистические облака через CGI довольно затруднительно, поэтому киноделы используют хитрости — впрыскивают чернила в аквариум с водой и снимают полученный результат.
Прибор, которым это осуществляют, даже носит специальное название — Cloud Tank. Извержение вулкана, песчаные бури или просто масштабный взрыв — всё это может быть снято с помощью чернил и воды.
Раз уж на то пошло, чернила в воде — это просто красиво, особенно в замедленной съёмке.
Люди в массовках не всегда настоящие
Да, такая вот простая истина. Хорошим примером послужит начальная сцена фильма «Король говорит!», где чуть ли не вся толпа была ненастоящей. Зритель не отличит манекен от настоящего человека, потому что публика в сцене статична и показана дальним планом. Манекенов в непосредственной близости от Колина Фёрта не видно из-за расфокусировки (про фокус — здесь). Толпа крупным планом, кстати, выглядела так.
Актёры на экране не пьют, не курят и, разумеется, не употребляют наркотики
Если персонаж фильма курит, актёр использует специальные травяные сигареты, которые не содержат никотина и смол. Правда, так было не всегда — ещё лет тридцать назад о таком шайтанстве не знали и курили по-настоящему.
Раньше всё как было… Звонишь в табачную компанию и говоришь: «Я снимаю кино, и мне нужны сигареты», и тебе присылают ящик. Помню, для съёмок «Таинственного поезда» нам прислали огромный ящик Silk Cut — мы его всей съёмочной группой курилиДжефф Бутчерассистент по реквизиту
А марихуану заменяют специальные гибридные шишки. Они и внешне похожи на дурь, и дымят так же, но без психоактивных веществ. Тем не менее, иногда реквизит бывает вполне натуральный. Один из самых известных примеров — «Красота по-американски», в которой Кевин Спейси укурен по-настоящему.
Конечно, актёры могут курить по-настоящему. Могут и пить по-настоящему (вы же знали, что на съёмочной площадке водка — это вода, а пиво — яблочный сок?) Но никто не согласится по-настоящему употребить наркотик.
Для того, чтобы изобразить героин, киноделы прибегают к самым разным хитростям. Например, в «Американском гангстере» актёры вкалывали себе маннитол — осмотический диуретик, широко применяющийся в фармакологии для выведения из организма жидкости.
В фильме «На игле» сцены применения героина показывали весьма натуралистично, поэтому для съёмок создали искусственную руку, которую наполнили красной жидкостью. Как только шприц «втыкался» в такую руку, поршень шприца поднимался вверх — красная жидкость из искусственной руки смешивалась с жидкостью внутри шприца.
Кокаин же раньше заменяли пищевой содой и сухим молоком, но от такого «рецепта» решили отказаться по простой причине — вдыхать такое не очень приятно. Если и есть сцена, где герой вдыхает кокаин, то скорее всего это будет инозитол (витамин B). Хотя такой реквизит тоже не по душе некоторым актёрам.
«Technicolor blood»
В старых чёрно-белых фильмах использовали шоколадный сироп для того, чтобы изобразить кровь. Когда фильмы обрели цвет и стало понятно, что шоколадом зрителя не обманешь, в ход пошёл кукурузный сироп с пищевыми красителями. Сейчас же используют вещество под названием «technicolor blood», которое очень похоже на настоящую кровь и которое очень легко смыть.
Но, опять же, обычной крови может быть недостаточно. Что делать, если в кадре изображено кровопролитие? Для этого возле места, откуда идет кровь, лепят специальную трубку, которую прячут за искусственной кожей. Иногда делают наоборот: прячут трубку не на жертве, а на орудии убийства (например, на ноже). Тогда кровь течет из оружия, но этого не видно из-за динамики происходящего.
Для постельных сцен придумали специальные мешочки
Такой реквизит на съёмочной площадке называется «сумка скромности». Такая «сумка» предназначена для мужчин и с виду напоминает носок. Сей носок оборачивается вокруг половых органов мужчины, полностью закрывая их видимость.
Аналог «сумок» для женщин — белье телесного цвета. Зачастую актрисы используют и наклейки, покрывающие соски, а когда дело доходит до серьёзных сексуальных сцен — задействуются протезные гениталии. Хотя иногда, правда, снимают по-настоящему. Выходит реализм.
Сахарное стекло
Герои боевиков бесстрашно сражаются на крышах мчащихся поездов и высоток, а ещё с полной уверенностью запрыгивают в окна, разбивая стекло собственным телом.
Стекло при этом, правда, ненастоящее — его заменяют прозрачные пластины из очищенного сахара. Такое стекло можно приготовить хоть в домашних условиях — благо, интернет кишит подобными инструкциями. Сахарная пластина при этом безопасна и очень легко «разбивается», что позволяет использовать её в экшен-сценах. Однако в наше время киноделы всё чаще отдают предпочтение стеклу из тонкого пластика — фе, как скучно!
Вполне вероятно, что весь снег на экране — ненастоящий
Киноделы не любят снимать настоящий снег по целому ряду причин. Во-первых, за первые же несколько дублей вся одежда и декорации намокнут, техника выйдет из строя, а актёры могут слечь с простудой. Во-вторых, снега может попросту не быть. И что тогда, откладывать съёмки? А если на дворе — лето, а в кадре срочно понадобилась зима?
Ещё лет сто назад, когда кино только зарождалось, у съёмочной группы не было другого выбора, кроме как ехать туда, где снег есть. Именно это было сделано в фильме Чарли Чаплина «Золотая лихорадка» (1925). Вся команда переехала в другой округ, далеко на север, чтобы найти нечто похожее на снежный перевал.
Некоторые же кинематографисты тех времён использовали вместо снега асбест, но потом его у «киношников» отобрали и стали использовать для военных целей.
Сейчас в Голливуде есть целая компания по производству искусственного снега — Snow Business. Незаменимое предприятие изготовляет и доставляет на площадки более 170 видов искусственного снега, самый популярный из которых состоит из мелко нарезанной прессованной бумаги.
Рвота — это овсянка или пюре из спагетти
Сцена с рвотой зачастую зависит от того, насколько эта рвота обширна. Обычно хватает того, что в рот актёра помещают порцию овсянки или пюре, но иногда персонаж блюет целой струей, обрызгивая всех и вся вокруг. Для таких сцен на лице актёра фиксируют скрытую трубку, из которой и выдувается вся псевдо-рвотная масса.
Дети не знают, что снимаются в ужасах
Как снять ребёнка в недетском фильме? Очень просто — держать его в неведении! Чаще всего это делается в форме игры, когда ребёнка просят делать определённые действия (выглядеть испуганным, написать что-то на зеркале), не объясняя специфики ужасов, которые таятся за этими действиями.
Иногда дети даже не знают, что снимаются в ужастике. Например, Дэнни Ллойд, тот самый пацан из фильма «Сияние», посмотрел свой фильм только в шестнадцать лет — до этого он действительно не знал, что играл в экранизации романа Стивена Кинга, известного мастера ужасов.
Большие миниатюры дешевле CGI
Такие декорации на съёмочной площадке любят называть «бигиаютрами». Небоскрёбы, замки и целые королевства — это далеко не всегда компьютерная графика. Без неё в монтаже, конечно, не обходится, но гораздо проще соорудить настоящий миниатюрный макет, чем добавлять с нуля все несуществующие строения.
Макеты, за неимением альтернатив, широко распространялись в кинематографе прошлого века, но продолжают использоваться и в сравнительно новых фильмах. Так, декорации «Властелина колец» или «Гарри Поттера» не были воссозданы с помощью компьютерной графики, а учитывая, что макеты все ещё хранятся где-то на голливудских складах, можно с уверенностью сказать, что Минас Тирит и Хогвартс — вполне себе существующие места. Правда, очень маленькие.
Заключение
Это, конечно, далеко не все хитрости, к которым прибегают киноделы на съёмочной площадке. Суровые щетинистые мужики, зайдя в бар, наверняка будут пить не виски со льдом, а уксус с желатином, бравый средневековый воин скорее всего наденет доспехи, которые уже снимались в десятке других фильмов, а завтра на одной из съёмочных площадок и подавно окажется, что хлюпанье яичного белка похоже на разговоры пришельцев.
И ведь, что парадоксально, пей герой настоящий алкоголь, кури он настоящие сигареты — результат вышел бы не таким натуралистичным. Как бы не хотелось этого отрицать, порой нам приятнее видеть подогретый тампон вместо настоящего кофе.