Что сегодня происходит? В супермаркетах офисная бумага стала таким же дефицитом, как гречка и сахар, — удивленного покупателя ждут лишь пустые полки. И если с продуктами имеет место быть искусственный ажиотаж, то тут ситуация явно посерьезнее. Стоит зайти на Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, чтобы удивиться вдвойне: «Снегурочку» (500 листов) не получится купить дешевле 1300 ₽, а SvetoCopy (500 листов) — меньше чем за 2400 ₽. Это действительно много? Для простого сравнения: если раньше лист А4 выходил в 50 копеек, то сегодня — в 2-3 рубля. Тут у книголюбов возникает закономерное опасение: не отразится ли вся эта ситуация на стоимости печатных изданий?
Что происходит с бумагой?
Как писал 11 марта «КоммерсантЪ», крупные поставщики мелованной бумаги приостановили работу в России: 25 февраля — польско-шведский Arctic Paper, 2 марта — финско-шведская Stora Enso, 3 марта — финская UPM. Sappi. Именно мелованную бумагу используют для книг с цветными картинками, глянцевых журналов и иной полиграфической продукции. Основных причин произошедшего две:
- санкции против России;
- проблемы с логистикой, так как бумага импортируется в основном из Европы.
Но ситуация далеко не безвыходная: издательства заказывали европейскую бумагу, потому что это было проще и дешевле. Есть все возможности, чтобы открыть для себя поставщиков из Индии, Турции, Китая и Беларуси, с которыми не работали ранее.
Кроме того, в России есть собственные производители мелованной бумаги — «Урал Брайт» и «Омела». Единственная проблема в том, что они выпускают 65-75 тыс. тонн сырья в год, в то время как отрасль нуждается в 170-200 тыс. тонн. Однако если отечественные компании вплотную займутся расширением производства (что весьма выгодно на фоне отсутствия сильных конкурентов), проблема будет не в короткие сроки, но все же нивелирована.
Что происходит с книгами?
На фоне дефицита офисной и мелованной бумаги может случиться и некоторое повышение стоимости печатных книг — до 10-15 %. Это связывается с тем, что типографии недополучают требуемого объема печатных листов, а срок сдачи книг увеличивается до четырех месяцев. Сказанное отражается на цене: сегодня она может быть одной, а через несколько месяцев, при сдаче в печать, уже другой. Таким образом, для конечного пользователя средняя цена книги увеличивается до 700-800 рублей.
Происходящее связывается не только с санкциями и дефицитом бумаги: как и все остальное, типографские услуги дорожают соразмерно инфляции. Так, в сравнении с 2020 годом их стоимость увеличилась на 20-30 %. Не нужно забывать, что в окончательную цену издания вкладываются не только типографские работы, но и расходы книжного магазина — на доставку, аренду помещения, рекламу.
Эксперты подчеркивают, что на данный момент возвращения цен на книги хотя бы к прошлогодним показателям не ожидается. Стоимость бумаги к лету 2022 может вырасти еще на 20 % из-за инфляции, дефицита и общего повышения цен. К этому следует добавить траты издателей на лицензионные права и уже упомянутые типографские услуги, печатные материалы. В итоге получается удорожание печатных книг на те самые 10-15 %.
Но в любом случае поддаваться грустному настроению не стоит: остаются электронные ридеры и аудиокниги, работают магазины букинистики, развивается буккроссинг. Не нужно забывать и о широко развитой библиотечной сети в России. А новую бумажную книгу всегда можно купить в складчину с другом или родным человеком!