Делает:
- Проводит диагностику эмоционального состояния и уровня развития ребенка.
Обратите внимание! Психолог не ставит диагноз. Диагноз - это прерогатива врачей. Психолог исследует то, как развиваются у ребенка познавательные процессы, эмоциональная сфера, если есть сбои, определяет их причины и дальше выстраивает работу с ребенком и семьей. Также выявляет причины симптомов, которые мешают нормальной жизни и развитию ребенка.
- Консультирует родителей и близких взрослых по вопросам развития и воспитания ребенка.
- Если требуется, работает с ребенком в формате коррекции или психотерапии. Также проводит развивающие занятия. Сессии и занятия направлены на то, чтобы устранить симптом, скорректировать поведение, снизить эмоциональную напряженность и т.д.
- Может рекомендовать на основании результатов диагностики обратиться к специалисту из смежной области. Например, к психиатру, логопеду, неврологу, нейропсихологу или другим специалистам.
- Может работать с семьей ребенка или с кем-то из родителей, проводить консультации или совместные занятия с ребенком.
Психолог может применять различные методы и подходы в работе в зависимости от школы, к которой он принадлежит.
Психолог отвечает за свой профессиональный уровень, за качество работы. В начале работы с ребенком или семьей, психолог заключает контракт на работу или информированное согласие.
Чего не делает психолог
- Психолог не является воспитателем для ребенка. Он не должен транслировать ребенку требования родителей. Например, мама может сказать: «Объясните ему вы, меня он не слушает, а вы посторонний человек, вас он будет слушать». Психолог не будет делать этого, а предложит маме рассмотреть причины, из-за которых она чувствует себя беспомощной в общении с ребенком.
- Не встает ни на чью сторону в семейных конфликтах. Его задача помочь ребенку раскрыть потенциал или справиться с психологической проблемой, а также помочь семье изменить условия развития ребенка.
- Психолог не врач, не выписывает лекарства и не ставит диагнозы в медицинском понимании.
- Психолог не рассматривает ребенка и его симптомы отдельно от родителей, семьи или других взрослых, которые занимаются воспитанием. Запрос «исправьте ребенка, с ним что-то не так» не рассматривается, так как помочь в ситуации отстранения взрослых от решения проблем не получится. Помочь ребенку решить психологическую проблему можно только в сотрудничестве со взрослыми.
Формы работы психолога
Разовая консультация
Иногда запрос, который ставят перед психологом родители, может быть решен довольно быстро. Например, ребенок 4-5 лет боится темноты, оставаться один в комнате и т.д. Психолог обследует ребенка, дает ему разные задания, играет с ним. Далее общается с родителями и рассказывает о своих выводах и результатах диагностики. Затем он дает рекомендации родителям, как вести себя с ребенком и что делать, чтобы страхи постепенно сошли на нет. Бывает так, что одной встречи бывает достаточно для решения проблемы.
Начало работы с психологом:
- Предварительная беседа с родителями /опекунами. Занимает около часа, иногда меньше. Родители рассказывают, что беспокоит их и ребенка. Обычно я прошу рассказать, как развивался ребенок, как проходили роды, были ли какие-либо особенности развития. Имеют значение любые соматические и психиатрические диагнозы, поставленные ребенку, а также его родителям.
Спрашиваю родителей о вкусах и предпочтениях ребенка, о его характере. Обязательно выясняю, какие отношения складываются между всеми членами семьи.
Далее мы с родителями подписываем информированное согласие на диагностику и проведение работы с ребенком. Информированное согласие – это своеобразный договор и одновременно разрешение родителей на проведение диагностических занятий и, в случае необходимости, психологической коррекции. В этом документе также описываются условия и правила работы.
Очень важно! Я не работаю с детьми без согласия законного представителя (родителя или опекуна). В случае, если родители в разводе, важно, чтобы оба они были в курсе работы и не возражали против нее.
- Провожу диагностику ребенка. Для младших дошкольников это задания в игровой форме, для старших дошкольников и школьников добавляются рисуночные тесты. Диагностика занимает 30-50 минут в зависимости от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей.
- Вторая беседа с родителями/опекунами. Я рассказываю о результатах диагностики, даю рекомендации. Могу порекомендовать продолжение работы, игровую психотерапию. Иногда мы разбираем, как методы воспитания, практикующиеся в семье, влияют на развитие ребенка, на возникновение симптомов. Как обстановка в семье влияет на малыша. Если родителям сложно изменить устоявшиеся паттерны взаимодействия внутри семейной системы, я могу порекомендовать обратиться к «взрослому» психологу или специалисту по работе с семьей.
- Работа с ребенком, игровая терапия. Подробнее о том, что такое игровая терапия, центрированная на ребенке, я рассказываю здесь.
Пролонгированная работа с ребенком
Но случается, что причины страхов прячутся глубоко и просто изменения поведения родителей недостаточно. В этом случае психолог будет работать с ребенком, чтобы выявить и убрать причины страхов. При этом он будет также сотрудничать с родителями, давать им рекомендации, поддерживать их, помогать справляться с их тревогами и переживаниями в текущей ситуации.
Пролонгированная работа с родителями
В ходе работы может оказаться, что причина страхов ребенка кроется в семье. Самый простой пример: малыш может таким образом реагировать на размолвки и конфликты между старшими членами семьи. Если причина выявлена, но взрослые не могут решить свои проблемы самостоятельно, детский специалист может порекомендовать консультацию семейного психолога.
Или случается, что кто-то из родителей не может справиться со своими эмоциональными реакциями, не осознает особенностей поведения, которые разрушительно влияют на ребенка. В этом случае детский психолог будет рекомендовать специалиста для помощи родителю.
Психологическая работа с ребенком практически всегда в той или иной форме касается всех членов семейной системы. Поэтому «сдать ребенка на доработку», к сожалению, не получится. В ходе терапии ребенок начнет меняться, а вместе с ним придется меняться и родителем, в противном случае результата не будет или он не пойдет на пользу ребенку.