3,9K подписчиков

Откуда пошли мадьяры?

1,2K прочитали

В статье Габора Дьёни «Волго-Уральский регион: колыбель мадьярской государственности?», увидевшей свет в 4-м выпуске журнала «Золотоордынское наследие» Института истории им. Ш.Марджани, рассматривается историография возникновения венгерской государственности.

Предлагаем вашему вниманию сокращенный вариант данной публикации.

Переход князя Арпада через Карпаты. Худ. Арпад Фести и др. Фото: https://regnum.ru/
Переход князя Арпада через Карпаты. Худ. Арпад Фести и др. Фото: https://regnum.ru/

Мадьяры, протомадьяры, некогда заселяли Волго-Уральский регион. На их присутствие указывает сходство археологического материала венгров эпохи обретения родины с разными археологическими культурами Приуралья. Кроме того, в вергерском языке есть несколько слов, которые помимо него есть только в языках Волго-Уральского региона. Это такие слова как diszno (свинья), sarlo (серп), mogyoro (орех). Помимо этого, в башкирском фольклоре есть следы восточных, уральских мадьяр (можар – приволжские можары известны из русских источников, последнее их упоминание встречается в Казанском летописце).

В венгерской средневековой литературе сохранилось мало сведений о том, что предки венгров были выходцами из Волго-Уральского региона. В Гесте Анонима (ок. 1210 г.) прародина венгров находилась на Средней Волге. В более поздних источниках, связанных с восточными экспедициями венгерских доминиканцев, уже довольно определенно Волго-Уральский регион и Приуралье выступают в качестве прародины мадьяр.

Миграция венгров. Фото: https://upload.wikimedia.org/
Миграция венгров. Фото: https://upload.wikimedia.org/

Вероятно, мадьяры покинули этот регион в начале IX в. Это было обусловлено как внешний влиянием (уход мадьяр и появление башкир на Южном Урале произошло приблизительно в одно время), так и с внутренним развитием. По всей видимости, в Волго-Уральском регионе в VII-VIII вв. сформировался из протомадьярской общности мадьярский народ. В это же время начинается массовое тюркское влияние на протомадьяр. Именно тогда в венгерский язык попала основная масса тюркских заимствований, и это произошло в несколько этапов.

Предположительно, в Волго-Уральском регионе формировался и венгерский племенной союз. Из письменных источников о нем известно только из сочинения Константина Багрянородного, но достоверность этого известия подтверждается также косвенными данными (топонимическими названиями, памятью о нем в разных источниках, что семь мадьяр совершили обретение родины, термин Hetumoger, то есть племенной союз семь мадьяр в Гесте Анонима).

Сведения слишком скудны, чтобы судить о сущности этой племенной системы. Под словом «племя» обычно подразумевается какое-то родовое объединение. По сообщению Константина Багрянородного, семь тюркских, то есть венгерских племен существовали уже тогда, когда венгры находились в легендарной стране Леведии. Ее местонахождение является дискуссионными, но в последнее время в венгерской историографии набирает популярность гипотеза, что ее следует локализировать в Волго-Уральском регионе, даже в Прикамье.

Вероятно, к этому времени восходит и то, что внешнее название мадьяр почему-то исходит из этнонима оногур (угры, унгры и т.д.). Нет сомнения, что в Европе мадьяр называли унграми уже до обретения родины. Интересным является сообщение готского Иордана (VI в.) об оногурах. Он пишет, что «хунугуры» (hunuguri) известны тем, что торгуют теми, кто которые предоставляют им меха, пушнину. Это указывает на то, что оногуры, жившие в Северном Причерноморье, имели тесные связи с более северными народами.

Булгары оказали значительное влияние как на протомадьяр, так и на другие общности Волго-Уральского региона

Оногурское, булгарское политическое и культурное влияние не обязательно было принято мадьярами в результате их покорения. Наверное, это была длительная взаимосвязь, постепенная эволюция.

В результате в Волго-Уральском регионе возникла венгерская политическая организация, племенной союз Хетумогер. Булгары оказали значительное влияние как на протомадьяр, так и на другие общности Волго-Уральского региона, в частности на финно-угорские народы (марийцев, удмуртов).

Такова картина длительной эволюции и история взаимодействий. Здесь появляется первая известная личность венгерской истории, Леведи. Это имя безусловно финно-угорское (мадьярское), и происходит от глагола lenni («быть»). Оно присутствует только в сочинения К.Багрянородного, в венгерской традиции не сохранилось. Именно он выводил венгров из легендарной страны Леведии. Произошло это после того, как венгры потерпели сокрушительное поражение от печенегов. Возможно, что это действительно было так, и внешняя угроза, печенеги или башкиры сыграли роль в том, что мадьяры в начале IX в. покинули Волго-Уральский регион.

Миграция венгров, 893—902 годы. https://upload.wikimedia.org/
Миграция венгров, 893—902 годы. https://upload.wikimedia.org/

Известно, что не все мадьяры покинули Волго-Уральский регион. Сегодня можно достаточно уверенно предположить, что дунайские мадьяры и уральские, волжские, восточные мадьяры поддерживали связь друг с другом, по крайней в мере, в середине Х в., то есть 50 лет после обретения родины, и 100-120 лет после того, как основная масса мадьяр покинула этот край. Это важно и потому, что указывает на то, что мадьярская этническая идентичность существовала уже в IX в., и то, что Хетумогер как политическая организация не составляла общее множество с мадьярским этносом, и что узы мадьярского этноса, пожалуй, были сильнее, нежели политическая организация Хетумогер.

Это, может быть, удивительное явление, но, вероятно, у него имеются рациональные причины – прежде всего общий язык, естественное ядро этническое самосознания.